Надзорное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 19 января 2005 г. N 32-ДП04-31
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Кочина В.В.,
судей Верховного Суда Зырянова А.И., Микрюкова В.В.,
рассмотрела в судебном заседании от 19 января 2005 года надзорное представление Заместителя Генерального прокурора РФ Кехлерова С.Г. на приговор Красноармейского городского суда Саратовской области от 19 декабря 2003 года, которым
Букаев A.A., ...,
осужден по ст. 105 ч. 1 УК РФ к 12 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Судебной коллегией по уголовным делам Саратовского областного суда от 2 марта 2004 года приговор оставлен без изменения.
Постановлением президиума Саратовского областного суда от 11 мая 2004 года приговор Красноармейского городского суда саратовской области от 19 декабря 2003 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Саратовского областного суда от 2 марта 2004 года в отношении Букаева А.А. оставлены без изменения.
Заслушав доклад судьи Зырянова А.И. и выступление прокурора Ибрагимовой Г.Б., об отмене состоявшихся по делу судебных решений по доводам надзорного представления, судебная коллегия установила:
Букаев признан судом виновным в том, что в ночь на 20 июня 2003 года, находясь в состоянии алкогольного опьянения, на почве личных неприязненных отношений с целью убийства нанес А. несколько ударов ножом в спину и в грудь, причинив потерпевшему колото-резаные ранения грудной клетки с повреждением внутренних органов, относящиеся к категории тяжкого вреда здоровью. От полученных телесных повреждений А. скончался на месте происшествия.
В надзорном представлении ставится вопрос об отмене всех состоявшихся по делу судебных решений.
Проверив материалы дела, и обсудив доводы надзорного представления, судебная коллегия находит состоявшиеся по делу судебные решения в отношении Букаева А.А. подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 18 декабря 2001 года N 177-ФЗ "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", до 01.01.2004 года уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях подлежали рассмотрению судьей федерального суда общей юрисдикции единолично, а при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания - в составе судьи и двух народных заседателей.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, данные требования закона были нарушены. В частности, Букаеву, который обвинялся в совершении особо тяжкого преступления, право на рассмотрение дела в составе судьи и народных заседателей не разъяснялось. Согласия подсудимого на единоличное рассмотрение дела судьей получено не было, приговор в отношении Букаева был постановлен судьей единолично.
По смыслу п. 5 ч. 1 ст. 237 УПК РФ не разъяснение после ознакомления с материалами дела его права заявлять ходатайство относительно состава суда является препятствием для рассмотрения дела. Таким образом, состав суда, которым осужден Букаев, нельзя признать законным.
Кроме того, согласно подпунктов 3, 4 п. 4 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ, при оказании юридической помощи, позиция адвоката должна полностью совпадать с позицией доверителя. При этом адвокату запрещается делать публичные заявления о виновности подзащитного, если тот это отрицает.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункты 3, 4 п. 4 ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ
Так, из материалов дела усматривается, что Букаев, как на предварительном следствии, так и в ходе судебного заседания вину в убийстве потерпевшего полностью отрицал, ссылаясь на то, что в момент совершения преступления находился в ином месте.
Несмотря на это, адвокат Милейко В.Ф., выступая в прениях сторон, вопреки позиции подсудимого Букаева, просил суд признать Букаева виновным в убийстве, совершенном в состоянии аффекта (ст. 107 ч. 1 УК РФ), и назначить наказание в пределах санкции данной статьи УК РФ (протокол судебного заседания, л.д. 162).
Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст. 259 УПК РФ протокол судебного заседания должен быть подписан председательствующим судьей и секретарем судебного заседания. Это же требование распространяется и на случаи, когда протокол изготавливается по частям.
Из протокола судебного заседания видно, что он изготавливался по частям. Первоначальная его часть, отобразившая ход судебного разбирательства, начиная с 17 октября 2003 года до объявления перерыва до 16 декабря 2003 гола, изготовлена секретарем Мещеряковой Е.С., затем произошла замена секретаря и в дальнейшем в судебном заседании принимала участие секретарь Кочнева Н.Ф., однако, в нарушении закона, первоначальная часть протокола судебного заседания ни секретарем Мещеряковой Е.С., ни председательствующим судьей не была подписана (л.д. 150-160).
Кроме того, дата указанного судебного заседания свидетельствует о том, что оно начато до вручения подсудимому копии постановления о назначении судебного заседания.
Указанные нарушения были известны при рассмотрении дела в суде кассационной и надзорной инстанций и необоснованно были оставлены без рассмотрения.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит, что состоявшиеся по делу судебные решения в отношении Букаева А.А. подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение для выполнения подготовительных действий к судебному заседанию в тот же суд, но в ином составе судей.
Руководствуясь ст.ст. 407, 408 УПК РФ, судебная коллегия, определила:
приговор Красноармейского городского суда Саратовской области от 19 декабря 2003 года, кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Саратовского областного суда от 2 марта 2004 года и постановление президиума Саратовского областного суда от 11 мая 2004 года в отношении Букаева A.A. отменить и передать дело на новое рассмотрение для выполнения подготовительных действий к судебному заседанию в тот же суд, но в ином составе судей.
Председательствующий |
Кочин В.В. |
Судьи |
Зырянов А.И. |
|
Микрюков В.В., |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Надзорное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 19 января 2005 г. N 32-ДП04-31
Текст определения официально опубликован не был