Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 11 мая 2005 г. N 32-О05-18СП
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Шурыгина А.П.
судей - Иванова Г.П. и Микрюкова В.В.
рассмотрела в судебном заседании от 11 мая 2005 года уголовное дело по кассационным жалобам осужденного Асеева П.В. и адвоката Бутримова С.А. на приговор суда присяжных Саратовского областного суда от 2 марта 2005 года, которым:
Асеев П.В., ..., судимый:
1) 2 декабря 1994 года по ст. 144 ч. 2 УК РСФСР (в редакции Закона от 1 июля 1994 года) к лишению свободы сроком на 3 года 6 месяцев;
2) 1 августа 1997 года по ст. 146 ч. 2 п.п. "в, г, д" УК РСФСР (в редакции Закона от 1 июля 1994 года) с применением ст. 40 ч. 3 УК РСФСР к лишению свободы сроком на 10 лет, освобождавшийся 4 мая 2001 года условно-досрочно на неотбытый срок 1 год 1 месяц и 1 день,
осуждён по ст. 317 УК РФ к 12 годам лишения свободы, по ст. 318 ч. 1 УК РФ к 2 годам лишения свободы, по ст. 222 ч. 1 УК РФ к 2 годам лишения свободы и по совокупности совершенных преступлений, на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ, к 13 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Заслушав доклад судьи Иванова Г.П., объяснения адвоката Бутримова С.А., просившего приговор отменить и дело направить на новое рассмотрение, и мнение прокурора Лущиковой В.С. об оставлении приговора без изменения, судебная коллегия установила:
По приговору суда присяжных Асеев признан виновным в посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительного органа Ш. в целях воспрепятствования законной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, в применении насилия, не опасного для жизни или здоровья в отношении представителя власти М. в связи с исполнением им должностных обязанностей; в незаконном приобретении, хранении и ношении огнестрельного оружия и боеприпасов.
Преступления совершены 28 сентября 2003 года при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационных жалобах:
осужденный Асеев просит изменить приговор, прекратить дело по ст. 317 УК РФ, считая, что суд ухудшил его положение по сравнению с двумя предыдущими приговорами, отмененными по жалобе защитника - первым приговором было признано, что в грудь Ш. он не стрелял, второй суд присяжных признал, что он просто произвел в подъезде два выстрела и прокурор в прениях отказался от обвинения в производстве выстрелов в грудь Ш. адвокат Бутримов С.А. просит приговор отменить, дело направить на новое судебное рассмотрение, мотивируя тем, что председательствующий судья в нарушение ст. 338 ч. 2 УПК РФ отказал защите в постановке вопроса о наличии по уголовному делу фактического обстоятельства, исключающего ответственность подсудимого за содеянное, также необоснованно отклонил ходатайство защиты об исключении из обвинения и прекращении дела в части выстрела потерпевшему Ш. в область груди, как обстоятельства, опровергнутого первым приговором и не подтвержденного вторым приговором, перед вынесением которого прокурор отказался в этой части от обвинения, и необоснованно признал допустимым доказательством показания потерпевшего Ш. в части направленности выстрелов, так как они носят характер предположения.
В возражениях прокурор Бабичев Г.А. просит приговор оставить без изменения.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационных жалоб и возражения, судебная коллегия находит, что приговор постановлен в соответствие с вердиктом присяжных заседателей о виновности Асеева в совершении преступлений, основанном на всестороннем и полном исследовании обстоятельств дела.
Нарушений норм уголовно-процессуального закона при рассмотрении дела не допущено.
Доводы кассационной жалобы адвоката о том, что показания Ш. в силу ст. 75 УПК РФ в части направления выстрелов являются недопустимым доказательством, нельзя признать обоснованными, поскольку потерпевший Ш. был непосредственным участником произошедших событий.
Необоснованными являются также доводы кассационной жалобы адвоката о том, что судья в нарушение ст. 338 ч. 2 УПК РФ отказал ему в постановке дополнительного вопроса, направленного на установление обстоятельства, исключающего ответственность Асеева по ст. 317 УК РФ. Предложенный адвокатом вопрос: "Доказано ли, что Асеев в связи с обезвреживанием и задержанием при оказании сопротивления и стрельбе не пытался попасть при выстрелах либо попытке их производства в Ш. и М.?", как правильно расценил председательствующий судья, требовал от присяжных заседателей собственно юридической оценки умысла осужденного, а поэтому он и не мог быть поставлен перед ними для разрешения.
Что касается фактических обстоятельств, которые указывали бы на наличие умысла Асеева, то они содержались в 1 и 2 основных вопросах, при ответе на которые присяжные заседатели могли подтвердить либо не подтвердить эти обстоятельства.
Нельзя также согласиться с доводами кассационных жалоб о том, что настоящим приговором ухудшено положение Асеева по сравнению с предыдущими приговорами, отмененными по жалобе защитника, поскольку приговором от 29 апреля 2004 года, отмененным действительно только по жалобе осужденного и адвоката, и приговором от 19 октября 2004 года, отмененным уже как по жалобе осужденного и адвоката, так и по кассационному представлению прокурора, Асеев также признавался виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ и наказание ему назначалось аналогичное.
Руководствуясь ст.ст. 377, 378, 379, 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор суда присяжных Саратовского областного суда от 2 марта 2005 года в отношении Асеева П.В. оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий: |
Шурыгин А.П. |
Судьи |
Иванов Г.П. |
|
Микрюков В.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 11 мая 2005 г. N 32-О05-18СП
Текст определения официально опубликован не был