Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 февраля 2005 г. N 33-Г04-18
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Харланова А.В., Макарова Г.В.
рассмотрела в судебном заседании 9 февраля 2005 г. гражданское дело по кассационной жалобе Муниципального учреждения здравоохранения (далее МУЗ) "Центральная районная больница" г. Кириши на решение Ленинградского областного суда от 28 мая 2004 г. об отказе в признании недействующими отдельных положений постановления Губернатора Ленинградской области от 20 июня 2000 г. N 265-пг "О Правилах обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., объяснения представителя МУЗ "Центральная районная больница" г. Кириши Борисенок Д.Е., представителя Ленинградского областного фонда обязательного медицинского страхования Черновой Т.И., прокурора Генеральной прокуратуры РФ Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
"Центральная районная больница" г. Кириши обратилась в суд с заявлением о признании недействительными пунктов 5.3 и 5.4 Правил обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области, утвержденных постановлением Губернатора Ленинградской области N 265-пг "О Правилах обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области", которыми установлено, что отношения между медицинским учреждением, страховой медицинской организацией и Фондом (филиалом Фонда) строятся на основании договора на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию. Договор заключается по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам. Неотъемлемой частью договора является перечень оказываемых медицинским учреждением услуг в соответствии с лицензией, реестр договоров обязательного медицинского страхования. Медицинское учреждение не вправе отказать страховой медицинской организации в заключении договора на предоставление лечебно-профилактической помощи по обязательному медицинскому страхованию в отношении застрахованных ею граждан, которые в соответствии с утвержденным порядком организации медицинской помощи имеют право на обслуживание в этом учреждении. По мнению заявителя указанные пункты оспариваемого постановления противоречат ст. 23 Закона "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и ст. 421 Гражданского кодекса РФ, нарушают права лечебного учреждения на свободу договора.
Впоследствии представитель заявителя уточнил заявленные требования и просил признать недействительными, как противоречащие ст. 421 ГК РФ и ст. 23 Закона "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", пункт 5.3 оспариваемых Правил в части слов: "Договор заключается по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам"; пункт 5.4; пункт 5.5, а также часть 2 пункта 5.9 в части отсутствия в данных пунктах условия о том, что порядок оплаты медицинской помощи регламентируется Положением об оплате медицинских услуг только при оказании медицинской помощи в объеме территориальной программы ОМС гражданам, застрахованным на территории другого субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании представитель МУЗ "ЦРБ" заявленные требования уточнил, указывая, что просит признать недействующим пункт 5.3 Правил в части слов: "Договор заключается по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам", пункт 5.4 в полном объеме; пункт 5.5 Правил только в части того, что порядок оплаты медицинских услуг определяется Положением об оплате медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования Ленинградской области. Часть 2 пункта 5.9 Правил оспаривается заявителем лишь в части того, что порядок оплаты медицинской помощи регламентируется Положением об оплате медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования Ленинградской области.
Представитель заявителя пояснил в судебном заседании, что наличие в Правилах обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области оспариваемых положений лишает возможность медицинское учреждение при заключении соответствующих договоров обсуждать их условия, оспаривать заключенные со страховыми организациями договоры в судебном порядке, чем, по его мнению, и нарушаются права МУЗ "Центральная районная больница".
Решением Ленинградского областного суда от 28 мая 2004 г. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе МУЗ "Центральная районная больница" г. Кириши поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Как видно из материалов дела и установлено судом 20 июня 2000 года Губернатором Ленинградской области принято постановление N 265-пг "О Правилах обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области", текст которого опубликован в выпуске N 3/2000 г. Вестника Правительства Ленинградской области. Указанным постановлением утверждены Правила обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области.
Пунктом 5 Правил урегулированы взаимоотношения страховых медицинских организаций, медицинских учреждений и Территориального фонда в системе обязательного медицинского страхования. В частности, пунктом 5.3 установлено, что отношения между медицинским учреждением, страховой медицинской организацией и Фондом (филиалом Фонда) строятся на основании договора на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию Договор заключается по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам. Неотъемлемой частью договора является перечень оказываемых медицинским учреждением услуг в соответствии с лицензией, реестр договоров обязательного медицинского страхования.
Пунктом 5.4 Правил установлено, что медицинское учреждение не вправе отказать страховой медицинской организации в заключении договора на предоставление лечебно-профилактической помощи по обязательному медицинскому страхованию в отношении застрахованных ею граждан, которые в соответствии с утвержденным порядком организации медицинской помощи имеют право на обслуживание в этом учреждении.
Пункт 5.5 Правил устанавливает, что медицинские учреждения не вправе отказать застрахованным гражданам в предоставлении медицинской помощи в объеме Территориальной программы обязательного медицинского страхования по причине отсутствия договора на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию, порядок оплаты медицинских услуг определяется Положением об оплате медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования Ленинградской области.
Абзацем 2 пункта 5.9 Правил предусмотрено, что порядок оплаты медицинской помощи регламентируется Положением об оплате медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования Ленинградской области. Указанное Положение определяет виды и способы оплаты медицинских услуг на территории Ленинградской области, разрабатывается и утверждается Фондом и комитетом по здравоохранению Правительства Ленинградской области по согласованию с профессиональной медицинской ассоциацией, ассоциацией медицинских страховых организаций, профсоюзом работников здравоохранения.
Проанализировав оспариваемые заявителем положения постановления от 20 июня 2000 года N 265-пг, сопоставив их с положениями федерального и областного законодательства об обязательном медицинском страховании, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания их противоречащими законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданские права, в установлении которых на основании договора граждане и юридические лица свободны, могут быть ограничены на основании федерального закона в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, а также из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Статьей 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Частью 3 статьи 927 ГК РФ установлено, что законом могут быть предусмотрены случаи обязательного медицинского страхования жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета (обязательное государственное страхование). Статьей 970 ГК РФ медицинское страхование отнесено к специальным видам страхования, к которым общие правила о страховании применяются постольку, поскольку законами об этих видах страхования не установлено иное.
Специальным законом, регулирующим медицинское страхование, является Закон РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28 июня 1991 года N 1499-1 в редакции Закона РФ от 2 апреля 1993 года N 4741-1, с последующими изменениями. Статьей 1 указанного закона предусмотрено, что медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях соответствующих программ обязательного медицинского страхования.
Статьей 23 указанного закона предусматривается, что договор на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) - это соглашение, по которому медицинское учреждение обязуется предоставлять застрахованному контингенту медицинскую помощь определенного объема и качества в конкретные сроки в рамках программ медицинского страхования. Взаимоотношения сторон определяются условиями договора. Договор должен содержать: наименование сторон; численность застрахованных; виды лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг); стоимость работ и порядок расчетов; порядок контроля качества медицинской помощи и использования страховых средств; ответственность сторон и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия.
Положением "О территориальном фонде обязательного медицинского страхования", утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.1993 г. N 4543-1 и "Типовыми правилами обязательного медицинского страхования", утвержденными 3 октября 2003 г. приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования N 3856/30-3/и предусмотрено, что Типовые правила обязательного медицинского страхования граждан устанавливают общие требования к Правилам обязательного медицинского страхования граждан, утверждаемым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Пунктом 5.2 указанных Типовых правил предусмотрено, что отношения между медицинским учреждением и страховой медицинской организацией (и/или ТФОМС) строятся на основании договора на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию. Данный пункт содержит ссылку на ст. 23 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", указывающую, какие позиции должен содержать вышеназванный договор.
Сопоставив с положениями федерального законодательства пункт 5.3 оспариваемых заявителем Правил обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области в части того, что "договор заключается по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам", суд правильно указал, что он полностью соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу, поскольку лишь конкретизирует требования, предъявляемые к соответствующему договору статьей 23 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", не исключая возможности при заключении конкретного договора обсуждения сторонами его условий и при наличии разногласий разрешения их в установленном законом порядке. Заявителем не представлено суду доказательств, подтверждающих, что наличие в п. 5.3 Правил обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области указания на то, что договор между медицинским учреждением, страховой медицинской организацией и Фондом (филиалом Фонда) на предоставление лечебно-профилактической помощи заключается по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам, нарушает права МУЗ "Центральная районная больница". Тем более, что заявителем не оспаривается само приложение N 4, а представителем заявителя в судебном заседании указывалось, что изложенные в нем позиции соответствуют требованиям к соответствующему договору, изложенным в статье 23 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
Проанализировав положения пункта 5.4 оспариваемых Правил, суд правильно указал на отсутствие оснований для признания его противоречащим федеральному законодательству, поскольку изложенное в нем положение о том, что медицинское учреждение не вправе отказать страховой медицинской организации в заключении договора на предоставление лечебно-профилактической помощи по обязательному медицинскому страхованию в отношении застрахованных ею граждан, которые в соответствии с утвержденным порядком организации медицинской помощи имеют право на обслуживание в этом учреждении, соответствует специальному закону, регулирующему вопросы медицинского страхования. Статьей 1 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что целью медицинского страхования является гарантирование гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопления средств и финансирование профилактических мероприятий.
При этом суд обоснованно исходил также из того, что в силу статьи 15 Закона страховая организация не вправе отказывать гражданам в заключении договора обязательного медицинского страхования. Она также обязана заключать договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию. То есть договор с медицинским учреждением заключается страховой компанией в пользу и в интересах застрахованных граждан и обеспечивает реализацию их права на получение медицинской помощи в системе медицинского страхования. Следовательно, учитывая, что страховая медицинская организация действует в интересах третьих лиц - застрахованного населения, которому медицинское учреждение не вправе отказать в медицинской помощи, медицинское учреждение не вправе отказать страховой организации в заключении договора на предоставление лечебно-профилактической помощи по обязательному медицинскому страхованию, ибо в противном случае были бы нарушены права граждан и не достигнуты цели обязательного медицинского страхования.
Требования заявителя о признании недействующим пункта 5.5 Правил обязательного медицинского страхования граждан в Ленинградской области в части того, что "порядок оплаты медицинских услуг определяется Положением об оплате медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования Ленинградской области", и абзаца 2 пункта 5.9 Правил в части того, что "порядок оплаты медицинской помощи регламентируется Положением об оплате медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования Ленинградской области" правильно признаны несостоятельными, поскольку заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что названные выше положения Правил нарушают права МУЗ "Центральная районная больница" г. Кириши, как субъекта системы обязательного медицинского страхования Ленинградской области.
Анализ указанных выше положений Правил и сопоставление их с законодательством, имеющим большую юридическую силу, как обоснованно указал суд, позволяет придти к выводу о том, что они не противоречат последнему. Статьей 23 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что договор на предоставление лечебно-профилактической помощи в числе прочих условий должен содержать стоимость работ и порядок расчетов. "Положение о порядке оплаты медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования Ленинградской области", утвержденное приказом Комитета по здравоохранению Правительства Ленинградской области и ЛОФОМС от 12 января 2001 года N 13/8, действует на территории области, никем не оспорено. Заявителем установленный указанным Положением порядок оплаты медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования не оспаривается.
Доводы кассационной жалобы о том, что оспариваемыми положениями нарушаются права заявителя на свободу договора являются несостоятельными, поскольку в решении суда прямо указано, оспариваемые нормы не исключают возможности при заключении конкретного договора обсуждения его условий и при наличии разногласий разрешения их в установленном законом порядке.
Это же следует и из вступившего в законную силу решения Ленинградского областного суда от 11 августа 2003 г. по делу по заявлению МУЗ "Центральная районная больница" г. Кириши о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных норм оспариваемого по данному делу постановления Губернатора.
Согласно указанному решению суда договор на представление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию, форма которого приведена в приложении N 4 к Правилам обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением N 265-пг, не является типовым, а имеет рекомендательный характер.
О том, что при заключении конкретного договора подлежат применению в том числе и нормы федерального законодательства, и оспариваемые положения не исключают их применения, свидетельствует также, помимо названного решения суда, определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 ноября 2003 г. по делу N 33-Г03-18, которым оставлено без изменения решение Ленинградского областного суда от 11 августа 2003 г.
С утверждением в кассационной жалобе о том, что оспариваемое постановление не дает возможности получать оплату медицинских услуг на условиях, предусмотренных договорам, согласиться нельзя, поскольку это не следует ни из содержания оспариваемых норм, ни из обжалуемого решения суда.
Ссылка на решение арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-11727/03 несостоятельна, поскольку данное решение не имеет правового значения для разрешения настоящего спора.
По указанным в решении суда, а также настоящем определении основаниям, нельзя согласиться и с другими доводами кассационной жалобы.
Нарушения судом норм материального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению спора, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации определила:
решение Ленинградского областного суда от 28 мая 2004 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу МУЗ "Центральная районная больница" г. Кириши - без удовлетворения.
Председательствующий |
Манохина Г.В. |
Судьи |
Харланов А.В. |
|
Макаров Г.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 февраля 2005 г. N 33-Г04-18
Текст определения официально опубликован не был