Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 июня 2004 г. N 33-Г04-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей - Кебы Ю.Г., Потапенко С.В.
рассмотрела в судебном заседании от 4 июня 2004 г. дело по заявлению прокурора Ленинградской области о ликвидации Ленинградского областного отделения политической партии "Развитие предпринимательства" и о возложении процедуры ликвидации на Мармылева С.В. по кассационной жалобе Главного управления Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Ленинградского областного суда от 5 апреля 2004 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Потапенко С.В., объяснения представителя Главного управления Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Казначеевой В.И., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения прокурора Генеральной прокуратуры РФ Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Прокурор Ленинградской области обратился в суд с заявлением о ликвидации Ленинградского областного отделения политической партии "Развитие предпринимательства" и о возложении процедуры ликвидации на Мармылева С.В. Прокурор также просил вынести решение и об исключении сведений о названном выше отделении партии из единого реестра юридических лиц, ссылаясь на то, что при создании отделения партии допущены грубые нарушения закона, имеющие неустранимый характер.
Решением Ленинградского областного суда от 5 апреля 2004 г. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Главное управление Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области просит об отмене решения по тем основаниям, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильно применен материальный закон.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона.
В силу ч. 2 ст. 25 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" N 129-ФЗ от 8 августа 2001 г. регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии со ст. 2 указанного закона государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
Одновременно в ст. 10 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" говорится, что федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.
В силу п. 2 ст. 15 Федерального закона "О политических партиях" N 95-ФЗ от 11 июля 2001 г. решение о государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений принимается соответственно федеральным уполномоченным органом и его территориальными органами (далее - уполномоченные органы). Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации политической партии и ее региональных отделений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным уполномоченным органом или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. При этом порядок взаимодействия уполномоченных органов с регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 442 "О порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц" в абз. 2 п. 4 установлено, что федеральный орган юстиции и его территориальные органы осуществляют ведение ведомственного реестра торгово-промышленных палат, общественных объединений (в том числе политических партий и профсоюзов) и религиозных организаций для обеспечения выполнения функций, возложенных на них действующим законодательством.
Пунктом 5 этого Постановления установлено, что решение о государственной регистрации торгово-промышленных палат, общественных объединений и религиозных организаций утверждается распоряжением федерального органа юстиции или его территориального органа.
Следовательно, внесение соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляют территориальные регистрирующие органы по месту нахождения юридических лиц на основании решения, принятого федеральным органом юстиции либо его территориальными органами.
Поэтому Главное Управление Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области имеет право на обращение в суд с настоящим иском, хотя по данному делу в суд обратился прокурор, что не противоречит требованиям ст. 45 ГПК РФ.
Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в том числе и в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Согласно пункту 3 ст. 42 ФЗ "О политических партиях" ликвидация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии по решению суда осуществляется в случае:
а) невыполнения требований п.п. 1, 4 и 5 ст. 9 настоящего закона;
б) неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии;
в) отсутствия в региональном отделении политической партии необходимого числа членов политической партии, предусмотренного пунктом 2 ст. 3 настоящего федерального закона;
г) неоднократного непредставления региональным отделением политической партии в установленный срок в соответствующий территориальный орган обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц полученных лицензиях.
Как видно из материалов дела, 15 апреля 2002 г. Главное Управление МЮ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области выдало свидетельство N 2080 о государственной регистрации регионального отделения политической партии - Ленинградского областного отделения Политической партии "Развитие предпринимательства".
На конференции Ленинградского областного регионального отделения Общероссийского общественного политического движения "Развитие предпринимательства" было принято решение о преобразовании Ленинградского областного регионального отделения Общероссийского общественного политического движения "Развитие предпринимательства" в Ленинградское областное отделение политической партии "Развитие предпринимательства".
На этой же конференции одобрен Устав политической партии "Развитие предпринимательства", принято в члены названной партии 182 человека, председателем Совета Ленинградского областного отделения политической партии "Развитие предпринимательства" избран Мармылев С.А.
Не может быть признан правомерным и довод о том, что протокол Конференции Ленинградского областного регионального отделения Общероссийского общественного политического движения "Развитие предпринимательства" от 21.01.02 полностью сфальсифицирован.
В пункте 5.6.2 Устава указано, что конференция регионального отделения считается правомочной при участии в ее работе более половины делегатов, избранных в соответствии с порядком, установленным Советом регионального отделения. Решения конференции принимаются простым большинством голосов присутствующих при наличии кворума. Форма голосования определяется на конференции, если иное не предусмотрено настоящим Уставом.
На конференции присутствовало и участвовало в голосовании 10 делегатов (Мармылев С.А., Захарова С.Б., Дубоусов Р.В., Неклюдов С.М., Неклюдова Ж.В., Бойков А.П., Изотов С.А., Чеботаренко А.В., Вронченко В.О., Наруск Г.Е.), то есть большинство из 15 избранных. Полномочия указанных лиц как делегатов конференции не оспариваются.
При проведении конференции были соблюдены требования п.п. 5.6-5.6.2 Устава политической партии "Развитие предпринимательства". Нарушения, допущенные при избрании комиссий конференции, не влияют на волеизъявление 10 делегатов конференции и не могут отменить результаты голосования.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 61 ГК РФ, ст. 42 ФЗ "О политических партия", суд пришел к правильному выводу об отсутствии каких-либо грубых нарушений закона при создании Ленинградского областного отделения партии "Развитие предпринимательства", достаточных для ликвидации названного регионального отделения партии в соответствии с указанными требованиями законов.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются необоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ленинградского областного суда от 5 апреля 2004 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Главного управления Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Кнышев В.П. |
Судьи |
Кеба Ю.Г. |
|
Потапенко С.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 июня 2004 г. N 33-Г04-2
Текст определения официально опубликован не был