Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 августа 2004 г. N 33-Г04-5
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Нечаева В.И.,
судей Гуляевой Г.А., Потапенко С.В.
рассмотрела в судебном заседании от 6 августа 2004 г. дело по заявлению прокурора Ленинградской области о ликвидации Местной религиозной организации "Община Православной Церкви Божией Матери Державная г. Выборга" (далее - Община) по кассационному представление прокурора Ленинградской области на решение Ленинградского областного суда от 6 мая 2004 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Потапенко С.В., объяснения прокурора Генеральной прокуратуры РФ Власовой Т.А. и представителя ГУ МЮ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Огневой В.П., поддержавших доводы кассационного представления, объяснения представителей Общины Головань Д.Е. и Попова А.Г., возражавших против доводов кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Прокурор Ленинградской области обратился в суд с заявлением о ликвидации Местной религиозной организации "Община Православной Церкви Божией Матери Державная г. Выборга" и исключении сведений о ней из единого государственного реестра юридических лиц, сославшись на то, что в учредительных документах, представленных при государственной регистрации Общины в 1997 году, содержались недостоверные сведения: список учредителей, включающий несовершеннолетнюю Мазилкину, сфальсифицированный протокол собрания учредителей N 1 от 19 июня 1997 года, в котором значатся Демидова, Сизова и Лазарева, которые в организации общины участия не принимали, на собрании не присутствовали. Тем самым были нарушены требования ст. 18 Закона РСФСР от 25 октября 1990 года "О свободе вероисповеданий" о том, что учредителями религиозной организации должны быть не менее 10 человек. Кроме того, и при государственной перерегистрации организации 28 сентября 1999 года в Управление юстиции Ленинградской области вновь были представлены документы, содержащие недостоверные сведения о численности и составе учредителей: протокол общего собрания от 5 декабря 1998 года, заявление и список учредителей Общины, среди которых значились Трынова, Тихомиров, Николаева, Монголова, Сорокина, Ратанова, которые при опросе их представителем ГУ МЮ РФ не подтвердили свое участие в учреждении религиозной организации, чем нарушены их права на свободу совести и вероисповедания.
Помимо этого, религиозной организацией систематически осуществляется деятельность, противоречащая уставным целям, грубо нарушаются нормы Конституции РФ, Федеральных законов "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и "О свободе совести и о религиозных объединениях". В ходе проверок, осуществленных в феврале-марте 2002 года, было установлено, что в помещении религиозной организации проживают несовершеннолетние Шеховцовы, Сироткин - дети из неблагополучных семей, которые ушли из дома, не посещают школу, при этом условия для проживания и ночлега в церкви отсутствуют.
Решением Ленинградского областного суда от 6 мая 2004 г. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационном представлении прокурор Ленинградской области просит об отмене решения по тем основаниям, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильно применен материальный закон.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит их подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 25 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" N 129-ФЗ от 8 августа 2001 г. регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, в том числе и в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.
В ст. 14 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" перечислены основания для ликвидации (в том числе и по решению суда) религиозной организации. В частности, в п. 1 ст. 14 названного закона указано, что религиозные организации могут быть ликвидированы по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).
Как видно из материалов дела, местное религиозное объединение "Община Православной Церкви Божией матери Державная г. Выборга и Выборгского района" создано 19 июня 1997 года, его устав зарегистрирован 28 июля 1997 года Управлением юстиции Ленинградской области, сведения внесены в единый государственный реестр юридических лиц Ленинградской области за N 230.
Основанием для регистрации религиозного объединения явились, в частности, протокол N 1 общего собрания от 19 июня 1997 года и список учредителей организации из 11 человек, достоверность которых оспаривается прокурором и ГУ МЮ РФ. Из указанного протокола следует, что на собрании присутствовали граждане: Толмонтене, Дегтярев, Крушинский, Крушинская, Мкртчян, Демидова, Сизова, Полеская, Трофименко, Лазарева, которые решили создать общину, утвердить гражданский устав, выбрали совет общины. Список учредителей религиозной организации включал указанных граждан, а также Мазилкину А.Н., 1980 года рождения. Как усматривается из указанного списка, он имел наименование: "Сведения об учредителях общины православной церкви Божией Матери Державная г. Выборга", в отношении каждого из учредителей указывались: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, адрес постоянного места жительства, подпись.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что доказательств того, что данный список содержал сведения, не соответствующие действительности, заявителем не представлено (за исключением даты рождения Мазилкиной А.Н.). Подлинность подписей, выполненных указанными выше гражданами, не оспаривается. Однако такой вывод противоречит фактическим обстоятельствам дела. Так, свидетель Демидова О.А. в суде показала, что она, кроме своих данных, вписала сведения о своей сестре Сизовой А.А. и расписалась за нее с ее ведома и согласия, кроме того, вписала племянницу Мазилкину, не читая, под чем подписывается.
Свидетель Сизова А.А. в судебном заседании показала, что, действительно ее установочные данные вносились в список ее сестрой Демидовой с ее согласия, однако, при этом она не считает себя учредителем религиозной организации, в ее деятельности не участвовала.
Таким образом, из показаний указанных свидетелей следует, что они не считают себя учредителями религиозной организации, однако суд первой инстанции безмотивно пришел к другому выводу.
Статьями 196, 199, 200 ГК РФ установлен общий срок исковой давности в три года для обращения в суд за защитой нарушенных прав, который исчисляется с того дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Поскольку прокурор просил ликвидировать МРО "Община Православной Церкви Божией Матери Державная г. Выборга" в связи с нарушениями, допущенными при ее регистрации в июле 1997 года, учитывая, что представителем организации сделано заявление о применении исковой давности, а с того момента, когда управление юстиции должно было узнать о допущенных нарушениях, прошло более трех лет, суд первой инстанции посчитал необходимым отказать в удовлетворении требований в этой части в связи с пропуском срока исковой давности.
Однако такой вывод основан на неправильном применении закона. Срок исковой давности должен исчисляться с момента, когда юридическому лицу в лице его органа управления - руководителя стало известно о нарушении при регистрации Общины в 1997 г. Данное обстоятельство стало известно в результате проведенной проверки в июне 2002 г., с этого времени и должен исчисляться срок исковой давности по заявленным требованиям.
Также необоснованно судом первой инстанции применен срок исковой давности к исковым требованиям, касающимся нарушений, допущенных при перерегистрации общины в сентябре 1999 года.
В связи с введением в действие Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" 28 сентября 1999 года была осуществлена государственная перерегистрация религиозного объединения, наименование которого изменилось на местную религиозную организацию "Община Православной Церкви Божией Матери Державная г. Выборга". Основанием для перерегистрации явились, в частности, протокол общего собрания учредителей от 15 декабря 1998 года, на котором решался вопрос о перерегистрации и внесении изменений в устав общины, заявление и список учредителей с другим составом физических лиц. Как усматривается из протокола общего собрания членов Общины Православной Церкви Божией Матери Державная г. Выборга и Выборгского района от 5 декабря 1998 года, на нем присутствовали: Головань Д.Е. (отец Лавр), Шаров Г.В. (отец Дмитрий), Крушинский С.Ф., Петров В.Н., Крушинская О.В., Монголова Е.Г., Талмонтене Е.В., Сорокина Н.А., Ротанова Л.И., Трынова Н.В., Захарова И.А., Николаева Н.В., Тихомиров В.И. На собрании было решено принять новое название и пройти перерегистрацию, внести изменения и дополнения в устав в связи с изменением законодательства, избрать координационный совет, ревизионную комиссию в составе Сорокиной и Ратановой, изменить юридический адрес Общины.
Согласно списка учредителей местной религиозней организации Общины Православной Церкви Божией Матери Державная г. Выборга, представленного в управление юстиции, ее учредителями являлись 11 граждан: Сорокина Н.А., Ратанова Л.И., Талмонтене Е.В., Крушинская О.В., Крушинский С.Ф., Монголова Е.Г., Петров В.Н., Захарова И.А., Николаева Н.В., Трынова Н.В., Тихомиров В.И. Теми же гражданами подписано заявление о государственной перерегистрации религиозной организации от 16 сентября 1999 года.
Свидетель Николаева Н.В. пояснила, что подписи в списке учредителей и заявлении выполнены ее рукой, но она приходила в общину всего несколько раз из любопытства, учредителем религиозной организации не является.
Свидетель Трынова Н.В. в суде пояснила, что не была учредителем религиозной организации, что в 1999-2000 году из общины приходили собирать подписи. Помнит, как для прихода записывали ее паспортные данные, но не помнит, чтобы ставила свою подпись.
Свидетель Монголова Е.Г. показала, что общалась с отцом Лавром, религиозной организации оказывалась помощь строительными материалами, дровами, учредителем общины себя не считает, но подписи в списке учредителей и заявлении о перерегистрации Церкви не оспаривает, полагая, что была вписана для количества членов общины.
При таких обстоятельствах, когда названные лица отказываются от своего учредительства в Общине, у суда первой инстанции не было достаточных оснований для вывода о законности перерегистрации Общины в 1999 году.
В заседании суда кассационной инстанции принял участие Головань Д.Е., заявивший, что является главой и членом Общины. В удостоверение своей личности им представлен паспорт гражданина Грузии и вид на жительство в Российской Федерации с регистрацией в Краснодарском крае.
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ с изм. "О свободе совести и религиозных объединениях" местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
В ст. 3.2 Устава Общины (л.д. 36) записано, что членами Общины являются граждане, проживающие на законных основаниях в г. Выборге.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует выяснить законность проживания Голованя Д.Е. на территории Ленинградской области и его правомочия как главы Общины.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ленинградского областного суда от 6 мая 2004 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий |
Нечаев В.И. |
Судьи |
Гуляева Г.А. |
|
Потапенко С.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 августа 2004 г. N 33-Г04-5
Текст определения официально опубликован не был