Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 декабря 2006 г. N 33-Г06-21
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.
судей Харланова А.В., Еременко Т.И.
рассмотрела в судебном заседании 27 декабря 2006 г. гражданское дело по кассационной жалобе Законодательного Собрания Ленинградской области на решение Ленинградского областного суда от 3 октября 2006 г., которым удовлетворено заявление заместителя прокурора Ленинградской области о признании недействующими и не подлежащими применению отдельных положений областного закона Ленинградской области от 18 мая 2006 г. "О порядке определения мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа и потребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего решение суда законным, Судебная коллегия установила:
заместитель прокурора Ленинградской области обратился в суд с заявлением, в котором просил признать недействующими ряд норм областного закона N 25-оз от 18.05.2006 г. "О порядке определения мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа и потребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе", а именно:
1) абзац 1 статьи 2 в части слов "а также на прилегающих к этим объектам территориях, которые определяются путем установления расстояния от объектов" с 18 мая 2006 г.;
2) статью 3 в части слов "включая прилегающие к объектам социального назначения территории" с 18 мая 2006 г.
В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемыми нормами фактически установлены дополнительные (по сравнению со ст.ст. 2, 3 Федерального закона N 11-ФЗ от 07.03.2005 г.) ограничения продажи, розлива, распития пива и напитков, изготовленных на его основе, посредством предоставления органам местного самоуправления права устанавливать границы территорий, прилегающих к социально-значимым объектам, перечисленным в ст. 2 областного закона, что выходит за рамки полномочий, предоставленных субъекту РФ федеральным законодательством.
В письменных возражениях представитель Законодательного собрания Ленинградской области просил отказать в удовлетворении заявления, считает, что доводы прокурора основаны на неверном толковании норм федерального и областного законодательства. Законодательное собрание в данном случае действовало в пределах полномочий, установленных п. 2 ст. 3 названного выше Федерального закона; оспариваемым областным законом лишь детализируются положения Федерального закона. Так, областной закон дает определение понятию "место общественного питания" и устанавливает критерии, которыми должны руководствоваться органы местного самоуправления, определяя места общественного питания, где продажа, розлив и потребление пива запрещена Федеральным законом.
В судебном заседании представитель Законодательного собрания Ленинградской области просил в удовлетворении заявления отказать по тем основаниям, которые перечислены в письменных возражениях.
В письменном возражении представитель Губернатора Ленинградской области просил отказать в удовлетворении требований прокурора. Представитель считает, что согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона 11-ФЗ от 07.03.2005 г. установление порядка определения мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, путем установления расстояния до объектов, не выходит за пределы полномочий органов государственной власти Ленинградской области и не противоречит действующему законодательству.
В судебном заседании представитель Губернатора Ленинградской области просил отказать в удовлетворении заявления прокурора по тем основаниям, которые были изложены в письменном возражения.
Решением Ленинградского областного суда от 3 октября 2006 г. заявление прокурора удовлетворено.
В кассационной жалобе Законодательного Собрания Ленинградской области поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
18 мая 2006 г. принят областной закон N 25-оз "О порядке определения мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа и потребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе".
Названный областной закон опубликован в официальном издании Ленинградской области, в газете "Вести" N 57 за 25.05.2006 г.
В ст. 1 отражено, что на основании ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 07.03.2005 г. N 11-ФЗ названный областной закон устанавливает порядок определения мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территориях муниципальных образований Ленинградской области.
Статья 2 названного областного закона имеет название "Места общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе".
Частью 1 ст. 2 областного закона предусмотрено, что к местам общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные, расположенные в объектах социального назначения, а также на прилегающих к этим объектам территориях, которые определяются путем установления расстояния от объектов.
В части 2 ст. 2 областного закона перечислены организации, помещения и здания которых могут быть отнесены к объектам социального назначения.
Согласно ст. 3 областного закона места общественного питания, указанные в статье 2 настоящего областного закона, включая прилегающие к объектам социального назначения территории, устанавливаются нормативными правовыми актами, принимаемыми представительными органами местного самоуправления городского округа, городских, сельских поселений Ленинградской области по представлению местной администрации соответствующего муниципального образования с учетом положений Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" и настоящего областного закона.
В соответствии с п. "о " ч. 1 ст. 71 Конституции РФ, ст. 3 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации.
Из ст.ст. 1, 3 Гражданского кодекса РФ следует, что ограничения прав и свобод человека и гражданина, гражданских прав, перемещения товаров и услуг могут быть установлены только федеральным законом.
Частью 5 ст. 76 Конституции РФ предусмотрено, что законы и нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации.
Ограничения розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, установлены Федеральным законом N 11-ФЗ от 07.03.2005 г. "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе".
В ст. 2 названного федерального закона перечислены объекты, в которых запрещена розничная продажа пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Указанной статьей установлен запрет на продажу перечисленных напитков несовершеннолетним.
Данным Федеральным законом (п. 2 ст. 3) к полномочиям субъектов РФ отнесено только установление для органов местного самоуправления порядка определения мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе; иных полномочий субъекту РФ Федеральным законом 11-ФЗ от 07.03.2005 г. не предоставлено.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона 11-ФЗ от 07.03.2005 г. установление таких мест общественного питания должно производиться с учетом положений настоящего Федерального закона.
Проанализировав названные положения законов, суд пришел к правильному выводу о том, что упоминание в ст.ст. 2, 3 областного закона о прилегающих к социальным объектам территориях (с учетом конкретного текста названных статей) предоставляет фактически органам местного самоуправления право устанавливать границы территорий, прилегающих к социально-значимым объектам, перечисленных в ст. 2 областного закона.
Подобные полномочия Федеральным законом 11-ФЗ от 07.03.2005 г. субъекту РФ не предоставлены.
Поэтому статья 2 (в оспариваемой части) и статья 3 (в оспариваемой части) областного закона N 25-оз от 18 мая 2006 г. обоснованно признаны недействующими как противоречащие ст.ст. 2 и 3 Федерального закона 11-ФЗ от 07.03.2005 г.
Вывод суда основан на анализе действующего федерального законодательства и законодательства Ленинградской области, мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.
Доводы кассационной жалобы Законодательного собрания Ленинградской области по существу сводятся к неверному толкованию норм федерального и областного законов, которое не может быть признано правильным с учетом изложенных в решении суда обстоятельств.
Ссылка на определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2005 г. по делу N 58-Г05-31 несостоятельна, поскольку обстоятельства настоящего дела иные.
Нарушений норм материального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия определила:
решение Ленинградского областного суда от 3 октября 2006 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Законодательного собрания Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 декабря 2006 г. N 33-Г06-21
Текст определения официально опубликован не был