Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 23 декабря 2004 г. N 33-О04-51
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пелевина Н.П.,
судей Истоминой Г.Н. и Грицких И.И.
рассмотрела в судебном заседании от 23 декабря 2004 года кассационные жалобы осужденных Кувалдина А.А. и Дергачева А.А. на приговор Ленинградского областного суда от 18 мая 2004 года, которым
Дергачев А.А., ...,
осужден по п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ к 10 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Кувалдин А.А., ...,
осужден к лишению свободы по ч. 4 ст. 111 УК РФ сроком на 9 лет, по п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ сроком на 10 лет.
По совокупности преступлений в соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ назначено 12 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
По настоящему делу осужден также Симанов А.Н., приговор в отношении которого не обжалован.
Дергачев и Кувалдин осуждены за убийство группой лиц С.
Кувалдин осужден также за причинение тяжкого вреда здоровью Ц., повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.
Преступления совершены ими в период августа- сентября 2003 года ... при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
Заслушав доклад судьи Истоминой Г.Н., объяснения осужденного Дергачева А.А., поддержавшего доводы жалобы, просившего переквалифицировать его действия на ч. 1 ст. 108 УК РФ, мнение прокурора Яшина С.Ю., полагавшего приговор оставить без изменения, судебная коллегия установила:
в кассационной жалобе осужденный Кувалдин А.А., не оспаривая фактические обстоятельства, просит снизить ему наказание, считая назначенный ему срок длительным.
Осужденный Дергачев А.А. в своей кассационной жалобе, описывая обстоятельства случившегося, указывает, что потерпевший С. в ходе ссоры схватил его двумя руками за горло и начал душить, а он, опасаясь за свою жизнь нанес ему два удара разделочной доской по голове, после этого С. вновь одной рукой стал сжимать ему горло, а другой рукой потянулся за лежавшим на столе ножом, воспринимая его действия как реальную. Угрозу жизни, он взял другую разделочную доску и дважды ударил его по голове. На этом конфликт между ними прекратился. После этого у него возник конфликт с Кувалдиным, в который вступил и Симанов, он же в это время никаких действий в отношении С. не совершал, а напротив вырвал из рук Симанова осколок бетонной плиты и выбросил ее.
Считает себя виновным только в обоюдной драке с С., но не в его убийстве.
Просит принять в отношении него справедливое решение.
В возражениях на кассационные жалобы государственный обвинитель Родичева И.М. просит приговор оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия находит выводы суда о виновности осужденных Дергачева и Кувалдина в убийстве С., а Кувалдина и в причинении тяжкого вреда здоровью Ц., повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, правильными, основанными на исследованных в судебном заседании и приведенных в приговоре доказательствах.
Доводы жалобы осужденного Дергачева о совершении убийства С. при защите от его нападения не основаны на материалах дела и опровергаются следующими доказательствами.
Так, осужденный Симанов на предварительном следствии на допросе в качестве обвиняемого от 24 марта 2004 года пояснил, что в ходе распития спиртных напитков между С., Дергачевым и Кувалдиным произошел конфликт, в ходе которого они друг друга за схватил одежду, наносили друг другу удары по лицу. С. схватил Дергачева за горло, а Кувалдин и Дергачев наносили ему удары по лицу, после чего оттолкнули его и тот упал, ударившись головой о бетонную плиту. Когда С. поднялся, Дергачев взял разделочную доску и ее ребром нанес тому 3 удара по голове. Кувалдин поднял осколок бетонной плиты размером 30 х 30 см., толщиной 7 см. и также нанес С. не менее трех ударов по голове. Потерпевший стал оседать, в этот момент он (Симанов) нанес ему два удара в грудь и живот поднятым с пола ножом. После этого он и Дергачев оттащили труп С. в кусты.
Аналогичные обстоятельства об обстоятельствах ссоры с С. о действиях Дергачева и Кувалдина дал Симанов на очной ставке с Кувалдиным, который также подтвердил показания Симанова.
Сам осужденный Дергачев не отрицал в судебном заседании нанесение С. ударов по голове сначала одной разделочной доской, а когда она сломалась, другой доской.
Приведенные показания Симанова о характере примененного к С. насилия, о нанесении ему ударов кулаками по голове и телу, разделочной доской и куском бетона по голове, а также ножом по телу подтверждаются заключением судебно-медицинского эксперта, согласно которому при исследовании трупа С. обнаружена сочетанная тупая и колото-резаная травма головы, туловища, конечностей, открытая черепно-мозговая травма: ссадина и ушибленные раны головы, перелом теменной кости справа, тяжелый ушиб головного мозга, кровоизлияние в желудочки мозга; закрытая тупая грудной клетки, сопровождавшаяся перелом 7 ребра, 9-12 ребер; колото-резаные ранения грудной клетки с повреждением сердца и живота и живота с повреждением печени, кишечника и кровоизлиянием в брюшную полость.
Принимая во внимание соответствие приведенных показаний Симанова на предварительном следствии другим доказательствам суд обоснованно признал изложенные в приговоре показания Симанова достоверными.
Исследованные судом доказательства свидетельствуют о том, что в все трое осужденных, действуя совместно и согласованно, применяли насилие отношении С. Дергачев и Кувалдин наносили потерпевшему удары руками и ногами по голове и телу, а Дергачев кроме того и разделочной доской, а Кувалдин - куском бетонной плиты, Симанов - ножом.
Тяжесть причиненных С. повреждений, нанесение осужденными в том числе и Дергачевым ударов в жизненно-важный орган- голову, использование при этом Дергачевым в качестве орудия преступления двух разделочных досок свидетельствуют о наличии у Дергачева умысла на убийство потерпевшего.
Оценивая показания Дергачева о нанесении потерпевшему ударов в момент нападения на него, суд обоснованно отметил, что согласно признанных достоверными показаний Симанова конфликт между осужденными и потерпевшим носил обоюдный характер и сопровождался обоюдным нанесением ударов. Сам Дергачев не отрицал в судебном заседании, что после нанесения первого удара по голове С., тот отпустил руки. Эти же обстоятельства следуют и из приведенных выше показаний Симанова.
Принимая во внимание эти данные, а также то, что осужденных было трое, а потерпевший С. один, судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы Дергачева о наличии реальной угрозы для его жизни и здоровья и находит правильной квалификацию действий Дергачева по п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ.
Действиям осужденного Кувалдина также дана правильная юридическая оценка, и эти выводы суда не оспариваются в кассационной жалобе.
Наказание назначено Дергачеву и Кувалдину соразмерно содеянному, с учетом данных об их личности, всех обстоятельств дела, а также влияния назначенного наказания на их исправление.
Все смягчающие обстоятельства в том числе явка с повинной Кувалдина, состояние здоровья Дергачева учтены судом при назначении им наказания в полной мере.
Оснований для признания назначенного наказания несправедливым и для его снижения, о чем ставится вопрос в жалобе Кувалдина, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Ленинградского областного суда от 18 мая 2004 года в отношении Дергачева А.А. и Кувалдина А.А. оставить без изменения, а кассационные жалобы осужденных - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пелевин Н.П. |
Судьи: |
Истомина Г.Н. |
|
Грицких И.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 23 декабря 2004 г. N 33-О04-51
Текст определения официально опубликован не был