Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 7 февраля 2005 г. N 35-004-67
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Каримова М.А., судей - Куменкова А.В. и Грицких И.И.
рассмотрела в судебном заседании от 7 февраля 2005 года кассационные жалобы осужденных Павлюченкова А.А., Бессонова Э.Л., адвокатов Бондаренко З.Т., Ильиной Г.В. на приговор Тверского областного суда от 14 октября 2004 года, которым
Павлюченков А.А., ранее судимый:
25 мая 1998 года, с учетом внесенных изменений по п. "в" ч. 2 ст. 158 УК РФ к 2 годам лишения свободы, освобожденный от наказания 21 февраля 2000 года по отбытии срока;
8 февраля 2001 года по п. "в" ч. 3 ст. 158 УК РФ к 2 годам лишения свободы; освобожденный от наказания 7 октября 2002 года по отбытии срока;
14 августа 2001 года, с учетом внесенных изменений, по ч. 1 ст. 158 УК РФ к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года; наказание по приговору от 8 февраля 2001 года постановлено исполнять самостоятельно, -
осужден к лишению свободы:
по п. "в" ч. 4 ст. 162 УК РФ на 12 лет;
по п.п. "ж", "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ на 16 лет;
по совокупности преступлений на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ назначено 18 лет лишения свободы;
в соответствии со ст. 70 УК РФ к назначенному наказанию частично присоединено неотбытое наказание по приговору суда от 14 августа 2001 года и окончательно назначено 18 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии особого режима.
Бессонов Э.Л., осужден к лишению свободы:
по п. "в" ч. 4 ст. 162 УК РФ на 10 лет;
по п.п. "ж", "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ на 13 лет;
по совокупности преступлений на основании ст. 69 УК РФ назначено 15 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Павлюченков А.А. и Бессонов Э.Л. признаны виновными в совершении разбойного нападения группой лиц по предварительному сговору, с применением предметов, используемых в качестве оружия с незаконным проникновением в жилище, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшей, в совершении убийства В. сопряженного с разбоем, группой лиц по предварительному сговору.
Преступления, согласно приговору, совершены 25 февраля 2004 года.
Заслушав доклад судьи Куменкова А.В., мнение прокурора Яшина С.Ю., полагавшего необходимым приговор оставить без изменения, Судебная коллегия установила:
осужденный Павлюченков в кассационной жалобе указывает, что его действия следовало квалифицировать по ст.ст. 107 ч. 1 и 158 ч. 3 УК РФ, осужденный по делу Бессонов участия в убийстве не принимал; во время расследования дела осужденный Бессонов допрашивался с нарушением норм уголовно-процессуального закона; с применением недозволенных мер воздействия; из показаний Бессонова, по мнению осужденного Павлюченкова, следует, что тот во время совершения преступления в доме потерпевшей не был; в жалобе отмечается, что доказательства по делу сфальсифицированы, его ходатайство о производстве стационарной судебно-психиатрической экспертизы необоснованно отклонялись, он с заключением амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы не согласен; осужденный указывает, что наказание по совокупности преступлений на основании ст. 70 УК РФ ему назначено необоснованно, просит приговор отменить.
Адвокат Ильина в защиту Павлюченкова указывает, что приговор суда подлежит изменению в части квалификации действий осужденного и назначенного наказания; из показаний осужденных следует, что сначала Павлюченков совершил кражу имущества потерпевшей, проникнув в ее дом, причем данных о том, что он похитил мохеровый шарф в деле нет; доказательства, свидетельствующие о предварительном сговоре на убийство отсутствуют, по показаниям Павлюченкова убийство В. совершено в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения после угроз и оскорблений с ее стороны; при назначении наказания судом не учтены в достаточной мере данные о личности осужденного.
Осужденный Бессонов в кассационной жалобе указывает, что убийство В. совместно с Павлюченковым и разбойного нападения он не совершал, доказательств его вины не имеется; из показаний осужденного Павлюченкова следует, что он помощи ему не оказывал; во время расследования дела он давал показания под воздействием работников милиции; просит приговор отменить.
Адвокат Бондаренко в кассационной жалобе в защиту Бессонова просит приговор отменить, дело направить на новое рассмотрение, указывает, что Бессонов давал показания на предварительном следствии под воздействием Павлюченкова, которого он боялся; Павлюченков говорил о том, что преступления он совершил один; доказательств, подтверждающих предварительную договоренность на совершение преступления, в деле нет; объективные данные о причастности Бессонова к преступлениях отсутствуют.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, Судебная коллегия находит приговор законным, обоснованным и справедливым.
Вывод суда о виновности осужденного основан на доказательствах, исследованных В. судебном заседании, подробно изложенных в приговоре.
Так, осужденный Бессонов на предварительном следствии пояснял, что они с Павлюченковым решили ограбить В. когда они пошли к потерпевшей Павлюченков передал ему нож; сначала он с ножом встал перед потерпевшей, затем Павлюченков нож у него забрал, схватил В. завел ее в дом, угрожая ножом требовал передачи денег и ценностей, потерпевшая передала ему серьги, кольцо и цепочку; они стали собирать вещи; затем он увидел в лежавшую на диване и стоявшего рядом с ней Павлюченкова, который попросил удерживать ноги потерпевшей; он сел на ноги В., а Павлюченков наносил ей удары ножом.
Показания осужденного Бессонова на предварительном следствии обоснованно признаны достоверными, допустимыми доказательствами.
Бессонов допрашивался во время расследования дела с соблюдением норм уголовно-процессуального закона, с участием адвоката в условиях, исключающих возможность оказания на него незаконного воздействия.
Доводы жалоб о том, что осужденный Бессонов на предварительном следствии давал показания в результате недозволенных мер воздействия, Судебная коллегия считает несостоятельными, обоснованно эти доводы были отвергнуты и судом первой инстанции. Несостоятельными являются и доводы о том, что показания Бессонова были даны под воздействием Павлюченкова.
Бессонов был допрошен в качестве подозреваемого 12 мая 2004 года, затем обратился с заявлением и был допрошен на следующий день, 13 мая 2004 года, при этом дал подробные показания об обстоятельствах преступления; затем был допрошен 20 мая 2001 года.
Павлюченков на предварительном следствии давал противоречивые показания.
При допросе в качестве подозреваемого 13 мая 2004 года он от дачи показаний отказался, затем, 14 мая 2004 года Павлюченков пояснил, что он вместе с Бессоновым находился в доме потерпевшей, об убийстве В. узнал от Бессонова; при допросе в качестве обвиняемого 8 июня 2004 года Павлюченков дал показания о том, что убийство потерпевшей он совершил один.
Каких-либо данных о воздействии Павлюченкова на Бессонова с целью дачи им показаний не имеется.
Показания Бессонова согласуются с другими доказательствами, подробно и правильно изложенными в приговоре.
Так, согласно протоколу осмотра места происшествия труп В. обнаружен ...
В соответствии с заключением судебно-медицинского эксперта N ... при исследовании трупа В. обнаружены колото-резаные ранения шеи, три небольших колото-резаных ранения в подбородочной области; смерть потерпевшей наступила в результате проникающего колото-резаного ранения шеи с повреждением крупных кровеносных сосудов.
Показания осужденного Бессонова на предварительном следствии о положении потерпевшей, о характере причиненных ей телесных повреждений соответствуют данным протокола осмотра места происшествия, заключению судебно-медицинского эксперта.
Из показаний свидетелей В., В., П. следует, что вечером 25 февраля 2004 года осужденные сидели на кухне у П. о чем-то разговаривали; утром следующего дня они из д. ... уехали; утром 26 февраля2004 года стало известно об убийстве В.
Из показаний свидетеля П., оглашенных в суде, следует, что вечером 25 февраля 2004 года он, Павлюченков и Бессонов, а также его мать В. распивали спиртные напитки, он уснул, его разбудил Павлюченков, пришедший в то время, когда шла телевизионная программа "Новый день" (время выхода в эфир которой с 23 часов 30 минут до 24 часов); Павлюченков пригласил его на кухню, сказал, что они "Д. убили", на куртке у него было пятно похожее на кровь; Бессонов в это время находился в коридоре, рылся в своей сумке; через некоторое время Бессонов и Павлюченков ушли.
Свидетель П. пояснила, что 25 февраля 2004 года поздно вечером к ней пришли Бессонов и Павлюченков, у которого было с собой две сумки с вещами, он сказал, что это вещи В. она сказала Павлюченкову и Бессонову, что их все равно найдут, тогда Павлюченков показал ей перчатки; после распития спиртного Бессонов и Павлюченков ушли.
Из показаний свидетеля И. следует, что утром 26 февраля 2004 года к ней пришли Павлюченков и Бессонов, при этом Павлюченков сказал, что у него рубашка и футболка в крови, через некоторое время Бессонов и Павлюченков уехали.
Вина осужденных подтверждается и другими доказательствами, исследованными в судебном заседании.
Показания осужденного Павлюченкова о том, что при совершении убийства потерпевшей, Бессонова в доме не было, что преступление совершил он один, обоснованно отвергнуты судом первой инстанции, поскольку они опровергаются совокупностью приведенных в приговоре, доказательств.
Доводы жалоб о непричастности Бессонова к преступлениям, о недоказанности его вины, Судебная коллегия с учетом вышеизложенного считает несостоятельными.
Обстоятельства совершения преступлений установлены судом правильно.
Утверждения, содержащиеся в жалобах о том, что Павлюченков сначала совершил кражу имущества, затем, будучи в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, совершил убийство потерпевшей, опровергаются материалами дела.
Судом обоснованно признано, что Павлюченков и Бессонов, договорившись завладеть имуществом В. и убить ее, проникли в ее дом, имея при себе нож, угрожая которым потребовали у потерпевшей деньги и ценности, собрали вещи, деньги, украшения, затем совершили убийство В. при этом Павлюченков наносил удары ножом, а Бессонов в это время, действуя с целью лишения жизни, удерживал потерпевшую за ноги.
О наличии предварительного сговора на преступление пояснял на предварительном следствии осужденный Бессонов, об этом свидетельствует согласованность целенаправленности действий осужденных.
Размер похищенного имущества определен судом правильно.
Оснований для исключения из числа похищенного мохерового шарфа не имеется.
Действия осужденных обоснованно квалифицированы по ст.ст. 162 ч. 4 п. "в", 105 ч. 2 п.п. "ж", "з" УК РФ.
Наказание Павлюченкову и Бессонову назначено в соответствии с требованиями закона, с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, данных об их личности.
Поскольку Павлюченков совершил преступление В. период испытательного срока по приговору суда от 14 августа 2001 года, ему обоснованно назначено наказание с применением ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров.
Психическое состояние Павлюченкова исследовано с достаточной полнотой.
По делу проведена амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза. Оснований подвергать сомнению выводы экспертов- психиатров Судебная коллегия не усматривает.
Вопрос о необходимости производства стационарной судебно-психиатрической экспертизы судом рассматривался, ходатайство об этом Павлюченкова было отклонено с приведением мотивов принятого решения.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, Судебная коллегия определила:
приговор Тверского областного суда от 14 октября 2004 года в отношении Павлюченкова А.А., Бессонова Э.Л. оставить без изменения, кассационные жалобы осужденных, адвокатов Бондаренко З.Г., Ильиной Г.В. - без удовлетворения.
председательствующий - |
Каримов М.А. |
судьи - |
Куменков А.В. |
|
Грицких И.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 7 февраля 2005 г. N 35-004-67
Текст определения официально опубликован не был