Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 ноября 2005 г. N 36-Г05-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Г.В. Манохиной,
судей Т.И. Еременко, В.А. Емышевой
рассмотрела в судебном заседании 9 ноября 2005 г. гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Смоленской области о признании недействующими и не подлежащими применению постановления Администрации Смоленской области N 49 от 27 февраля 2002 г. "Об утверждении Временного положения о материальном стимулировании труда спасателей-подрывников, занятых обнаружением и обезвреживанием (уничтожением) взрывоопасных предметов на местности (объектах)" и утвержденного им Временного положения о материальном стимулировании труда спасателей-подрывников, занятых обнаружением и обезвреживанием (уничтожением) взрывоопасных предметов на местности (объектах) по кассационной жалобе Администрации Смоленской области на решение Смоленского областного суда от 5 августа 2005 г., которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В. Манохиной, объяснения представителей Администрации Смоленской области Е.И. Цацулиной и М.В. Чикалова, поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Н.Я. Селяниной, полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
и.о. прокурора Смоленской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими и не подлежащими применению постановления Администрации Смоленской области N 49 от 27 февраля 2002 г. "Об утверждении Временного положения о материальном стимулировании труда спасателей-подрывников, занятых обнаружением и обезвреживанием (уничтожением) взрывоопасных предметов на местности (объектах)" и утвержденного им Временного положения о материальном стимулировании труда спасателей-подрывников, занятых обнаружением и обезвреживанием (уничтожением) взрывоопасных предметов на местности (объектах) ввиду противоречия действующему федеральному законодательству.
Пунктом 1.1 Временного положения о материальном стимулировании труда спасателей-подрывников, занятых обнаружением и обезвреживанием (уничтожением) взрывоопасных предметов на местности (объектах), предусмотрено, что оно распространяется на спасателей-подрывников Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Смоленской области.
1 января 2005 г. подпункт "и" пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в соответствии с которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации имели право на создание при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, был признан утратившим силу (статья 40 Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В статью 20 Федерального закона N 151-ФЗ от 22 августа 1995 г. "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" Федеральным законом N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. были внесены изменения, в соответствии с которыми финансовое обеспечение определенной настоящим федеральным законом деятельности, в том числе прав и гарантий профессиональных спасателей аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, созданных: федеральными органами исполнительной власти является расходным обязательством Российской Федерации; органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации - является обязательством субъекта Российской Федерации; органами местного самоуправления муниципального образования - является обязательством муниципального образования.
В обоснование заявления и.о. прокурора указал, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации в настоящее время не имеют полномочий на создание при органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации постоянно действующих органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также полномочий в части материального стимулирования труда спасателей-подрывников.
Судом вынесено приведенное выше решение, об отмене которого и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявления просит в кассационной жалобе Администрация Смоленской области, полагая, что суд неправильно применил нормы материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, находит ее подлежащей удовлетворению, а решение суда - подлежащим отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя требования и.о. прокурора Смоленской области, суд исходил из того, что осуществление субъектом Российской Федерации собственного правового регулирования в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, законодательством не предусмотрено.
Однако с таким выводом суда первой инстанции согласиться нельзя.
Пунктами "б" и "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов находятся: обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.
Как следует из части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий; организации тушения пожаров (за исключением лесных пожаров, пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей); организации и осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории субъекта Российской Федерации, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона N 151-ФЗ от 22 августа 1995 г. "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" профессиональные аварийно-спасательные службы и профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются в субъектах Российской Федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 20 этого же Федерального закона установлено, что финансовое обеспечение определенной настоящим Федеральным законом деятельности, в том числе прав и гарантий профессиональных спасателей аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, созданных: федеральными органами исполнительной власти, является расходным обязательством Российской Федерации; органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации; органами местного самоуправления муниципального образования, является расходным обязательством муниципального образования.
Из объяснений представителя Администрации Смоленской области следует, что на территории Смоленской области находятся два специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций органа: федеральный орган - Главное управление МЧС России по Смоленской области и Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Смоленской области, созданное органом государственной власти Смоленской области, в структуре которого находится подразделение спасателей-подрывников.
Суд при рассмотрении данного дела исходил из того, что оспариваемый правовой акт регулирует вопросы финансирования аварийно-спасательных формирований федерального органа управления гражданской обороны.
Доводы представителя Администрации Смоленской области о том, что постановлением Администрации Смоленской области N 49 от 27 февраля 2002 г. урегулированы вопросы материального стимулирования труда спасателей-подрывников, работающих в Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Смоленской области, созданном органом государственной власти Смоленской области в соответствии с действующим законодательством, не были проверены судом.
Какие конкретно полномочия оспариваемого правового нормативного акта, регулирующего вопросы материального стимулирования труда спасателей-подрывников, работающих в Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, созданном органом государственной власти Смоленской области, и каким положениям федерального законодательства он противоречит, суд не выяснил.
При таком положении решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Смоленского областного суда от 5 августа 2005 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Председательствующий |
Г.В. Манохина |
Судьи |
Т.И. Еременко |
|
В.А. Емышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 ноября 2005 г. N 36-Г05-2
Текст определения официально опубликован не был