Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 августа 2007 г. N 36-Г07-3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Соловьева В.Н., Калининой Л.A.
рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению прокурора Смоленской области о признании противоречащим федеральному законодательству в части п. 1.4 Положения о государственном биологическом (зоологическом) заказнике регионального значения "Дорогобужский", утвержденного постановлением Губернатора Смоленской области от 16.05.2006 г. N 178, по кассационной жалобе представителя Администрации Смоленской области на решение Смоленского областного суда от 02.05.2007 г., которым заявленное прокурором требование удовлетворено.
Заслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., объяснения представителя Администрации Смоленской области Никитенкова Р.Н., представителя Дорогобужского военного лесхоза Мастерова Н.И., ОГУ "Смолоблохотуправления" Львова С.А., Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Гончаровой Е.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Прокурор Смоленской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 1.4 Положения о государственном биологическом (зоологическом) заказнике регионального значения "Дорогобужский", утвержденного постановлением Губернатора Смоленской области от 16.05.06 г. N 178, в части включения в общую площадь заказника размером 15744 тыс. гектаров, земельного участка площадью 12141 тыс. га., являющегося собственностью Российской Федерации.
По мнению прокурора, этот участок относится к категории земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения с кадастровым номером 67:06:000 00 00:0016, что не соответствует требованиям ст.ст. 9, 10 Земельного кодекса РФ, поскольку субъекты РФ вправе осуществлять управление и распоряжение земельными участками, находящимися лишь в их собственности.
Представители Администрации Смоленской области заявленные требования не признали, указав, что включение в территорию биологического заказника регионального значения "Дорогобужский" земельного участка, предоставленного Министерству обороны РФ в пользование, не нарушает и не ограничивает права собственности на земельный участок Российской Федерации. Охрана объектов животного мира должна осуществляться на любой территории РФ в соответствии с Федеральным законом от 24.04.1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире", с этой целью был образован заказник. Нарушений требований федерального законодательства при его образовании не допущено.
Представитель ОГУ "Смолоблохотуправления" с заявленными требованиями согласился в части, ссылаясь на то, что спорный участок мог быть включен в состав земли заказника "Дорогобужский", но пунктом 2.2 Положения о государственном биологическом (зоологическом) заказнике регионального значения "Дорогобужский" установлены ограничения прав собственника, поэтому его редакцию необходимо изменить.
Представители Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области, федерального государственного учреждения "Дорогобужский военный лесхоз", Ельнинской квартирно-эксплуатационной части района Московского военного округа требования прокурора поддержали.
Решением Смоленского областного суда от 2 мая 2007 г. заявленное прокурором требование удовлетворено.
Суд признал противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня его принятия пункт 1.4 Положения о государственном биологическом (зоологическом) заказнике регионального значения "Дорогобужский", утвержденного постановлением Губернатора Смоленской области от 16 мая 2006 г. N 178, в части включения в общую площадь заказника "Дорогобужский" земельного участка площадью 12141 тысяча гектаров, являющегося собственностью Российской Федерации.
Не соглашаясь с вынесенным решением, представитель Администрации Смоленской области в кассационной жалобе просит отменить его, ссылаясь на, якобы, ошибочные выводы суда, касающиеся действительных обстоятельств дела, а также неправильную правовую оценку условий создания и существования заказника регионального значения "Дорогобужский".
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. "в", "д" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры.
С учетом этого, судом правильно обращено внимание на то, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).
Согласно ч. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 87 Земельного кодекса РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено настоящим Кодексом, определяется Правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности (ч. 5 ст. 87 Земельного кодекса РФ).
В силу части 10 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.
Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов РФ и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу п.п. 1, 5 ст. 24 названного Федерального закона на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
Как установлено судом в ходе судебного разбирательства, постановлением Главы Администрации Смоленской области от 21 августа 2001 г. N 540 "О государственных зоологических заказниках Смоленской области" на территории Смоленской области были организованы государственные зоологические заказники Смоленской области, в т.ч. на территории Дорогобужского района. Пунктом 1 постановления было утверждено Положение о государственных зоологических заказниках Смоленской области.
Постановлением Администрации Смоленской области от 16 мая 2006 г. N 178 "О государственном биологическом (зоологическом) заказнике регионального значения "Дорогобужский" было утверждено Положение о государственном биологическом (зоологическом) заказнике регионального значения "Дорогобужский", и опубликовано в информационном бюллетене "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области" N 5 часть III за 2006 год.
Общая площадь заказника "Дорогобужский" составила 15744 тысяч гектаров в границах согласно приложению.
Экспликация земель, вошедших в границы заказника "Дорогобужский", показывает, что 12141 тысяча га составляют земли Дорогобужского военного лесхоза, т.е. земли Министерства обороны РФ (л.д. 11-12).
Проверяя обоснованность заявления прокурора, суд установил, что согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 67-АА N 189598 от 11 ноября 2004 г. земельный участок (Смоленская область, Дорогобужский район) площадью 174000000.0 кв. м., категория земель: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения является собственностью Российской Федерации (л.д. 15).
Земельный участок имеет кадастровый номер 67:06:000 00 000:0016, прошел процедуру землеустройства и учтен как отдельный объект Государственного земельного кадастра (л.д. 13).
С учетом установленных обстоятельств суд обоснованно сделал вывод о том, что создание особо охраняемой природной территории - государственного биологического (зоологического) заказника регионального значения "Дорогобужский" на земельном участке, находящемся в федеральной собственности и отнесенном к самостоятельной категории земель Российской Федерации, имело место с нарушением действующего федерального законодательства.
Следует согласиться и с суждением суда о праве субъекта Российской Федерации самостоятельно осуществлять управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности.
Правильным является и вывод суда о том, что использование земельного участка в зависимости от характера специальных задач, для осуществления которых он был предоставлен в пользование Министерству обороны РФ, непосредственно зависит от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом установленных ограничений.
Таким образом, вывод суда от обоснованности заявленного прокурором требования следует признать правильным.
В этой связи суд правомерно признал п. 1.4 Положения о государственном биологическом (зоологическом) заказнике регионального значения "Дорогобужский", утвержденного постановлением Губернатора Смоленской области от 16 мая 2006 г. N 178, в части включения в общую площадь заказника "Дорогобужский" земельного участка площадью 12141 тысяча гектаров, являющегося собственностью Российской Федерации, противоречащим федеральному законодательству, в связи с чем являющимся недействующим со дня его принятия.
При таких обстоятельствах решение Смоленского областного суда от 2 мая 2007 г. следует признать законным и обоснованным, в связи с чем подлежащим оставлению без изменения.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как направлены на иную правовую оценку установленных по делу обстоятельств.
Относительно утверждения о том, что судом не приняты во внимание вопросы охраны объектов животного мира, находящиеся в совместной собственности как субъекта Российской Федерации, так и непосредственно Российской Федерации, следует отметить, что эти вопросы правового значения в данном случае не имели и к предмету судебного исследования не относились
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Смоленского областного суда от 2 мая 2007 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Смоленской области без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Соловьев В.Н. |
|
Калинина Л.A. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 августа 2007 г. N 36-Г07-3
Текст определения официально опубликован не был