Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 21 октября 2004 г. N 38-О04-15
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Каримова М.А.
судей - Похил А.И., Рудакова С.В.
рассмотрела в судебном заседании от 21 октября 2004 года кассационную жалобу адвоката Акимовой Н.А. на приговор Тульского областного суда от 29 марта 2004 года, которым
Шелаев Е.А., ...,
осужден:
по ст.ст. 30 ч. 3, 105 ч. 2 п. "а" УК РФ к 8 годам лишения свободы; по ст. 105 ч. 2 п. "а" УК РФ к 16 годам лишения свободы и на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности совершенных преступлений - к 17 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Заслушав доклад судьи Похил А.И., объяснения осужденного Шелаева Е.А. в режиме видеоконференции, адвоката Брянского И.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, мнение прокурора Погореловой В.Ю., полагавшей переквалифицировать действия Шелаева со ст.ст. 30 ч. 3, 105 ч. 2 п. "а" УК РФ на ст.ст. 30 ч. 1, 105 ч. 1 УК РФ, а в остальном приговор оставить без изменения, судебная коллегия, установила:
Шелаев осужден за покушение на убийство троих лиц и умышленное убийство двух лиц.
В судебном заседании Шелаев виновным себя признал частично.
В кассационной жалобе адвокат Акимова просит об отмене приговора в отношении Шелаева и прекращении производства по делу, обосновывая свои доводы тем, что умысла на убийство потерпевших у ее подзащитного не было. Потерпевшие первыми напали на Шелаева и он вынужден был защищаться от них, причинив им ножевые ранения в процессе самообороны.
Адвокат обращает внимание на то, что суд признал Шелаева виновным в покушении на убийство троих лиц и умышленном убийстве двух лиц, в то время как деяние осужденными были совершены в отношении 3 потерпевших.
В отношении потерпевших Э. и Э. суд квалифицировал действия Шелаева одновременно, как покушение на убийство и убийство, что не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В возражениях на кассационную жалобу потерпевший Э. и государственный обвинитель просит приговор оставить без изменения.
Проверив материалы дела, судебная коллегия находит вину Шелаева доказанной совокупностью исследованных судом доказательств.
Выводы суда о доказанности вины Шелаева является обоснованными.
Как видно из материалов дела, все обстоятельства содеянного и собранные стороной обвинения доказательства, судом исследованы полно, всесторонне и в условиях соблюдения принципа состязательности сторон.
Судом проверялись доводы Шелаева о нахождении его в состоянии сильного душевного волнения и в состоянии необходимой обороны в виду нападения на него потерпевших, но они не нашли своего подтверждения и мотивированно опровергнуты в приговоре.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе адвоката о нахождении Шелаева в состоянии необходимой обороны, а также в состоянии аффекта, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они не основаны на материалах дела.
Из установленных судом обстоятельств, как они изложены в приговоре, следует, что 17 сентября 2003 года около 5 часов утра Шелаев в состоянии алкогольного опьянения, полагая, что соседи Э. могли украсть золотые украшения его матери (факт кражи, как было установлено не имел места), и "разозлившись на них за это, взяв дома нож, высказывая угрозы убийством, пошел в квартиру потерпевших, чтобы "разобраться".
Указанные обстоятельства осужденный не оспаривал (3 т. л.д. 61) и они подтверждены показаниями свидетеля Д - бабушки осужденного (3 т. л.д. 40).
Согласно протоколу осмотра места происшествия трупы: Э обнаружен на кровати в спальной комнате, а Э. возле этой кровати на полу.
Потерпевший Э. подтвердил, что Шелаев удар ножом нанес ему в спальне.
При таких обстоятельствах, когда Шелаев, вооружившись ножом, будучи в нетрезвом состоянии, пришел в квартиру потерпевших около 5 часов утра с целью "разобраться" с ним, доводы кассационной жалобы о нахождении Шелаева в состоянии самообороны являются необоснованными.
Выявленные же у Шелаева телесные повреждения в виде ссадин, как установлено судом, получены им в драке с иными лицами незадолго до совершения им преступления в отношении Э.
Данное обстоятельство подтвердила в судебном заседании мать осужденного, допрошенная в качестве свидетеля.
Об умысле на убийство потерпевших свидетельствует применение Шелаевым ножей, которыми он наносил удары в жизненно-важные органы потерпевших.
Заключением комплексной психолого-психиатрической экспертизы установлено, что в момент содеянного Шелаев не находился в состоянии аффекта, а был в состоянии простого сильного алкогольного опьянения.
Из указанного заключения также следует, что Шелаев хроническим расстройство, слабоумием, временным расстройством психической деятельности не страдает и не страдал на период инкриминируемого ему деяния осознавал фактический характер содеянного и общественную опасность своих действий и руководил ими.
Ссылки Шелаева на запамятывание обстоятельств содеянного, согласно указанного заключения экспертов, могут быть обусловлены частичной алкогольной амнезией событий, а также активной защитой Шелаева.
Оснований к отмене приговора, как об этом поставлен вопрос в кассационной жалобе, не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия находит приговор подлежащим изменению.
Из установленных судом обстоятельств следует, что Шелаев нанес удар ножом Э. Последнему удалось выбежать из квартиры, Шелаев пытался его догнать, однако не смог и поэтому не довел свой умысел на убийство потерпевшего до конца, по независящим от его воли причинам.
Не догнав Э., Шелаев прибежал к себе домой, взял на кухне ножи, снова пришел в квартиру Э., где нанес удары ножами Э. и Э., убив их.
Таким образом, Шелаевым совершено умышленное убийство двух лиц и покушение на убийство Э.
Суд же, установив эти обстоятельства, ошибочно квалифицировал действия Шелаева как покушение на убийство троих лиц, а поэтому его действия следует переквалифицировать со ст.ст. 30 ч. 3, 105 ч. 2 п. "а" УК РФ на ст. 30 ч. 3, 105 ч. 1 УК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия, определила:
приговор Тульского областного суда от 29 марта 2004 года в отношении Шелаева Е.А. изменить, переквалифицировать его действия со ст.ст. 30 ч. 3, 105 ч. 2 п. "а" УК РФ на ст. 30 ч. 3, 105 ч. 1 УК РФ, по которой назначить ему 7 лет лишения свободы.
На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ст.ст. 30 ч. 3, 105 ч. 1, 105 ч. 2 п. "а" УК РФ путем частичного сложения наказаний окончательно назначить Шелаеву 16 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
В остальном приговор о нем оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Каримов М.А. |
Судьи |
Похил А.И. |
|
Рудаков С.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 21 октября 2004 г. N 38-О04-15
Текст определения официально опубликован не был