Надзорное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 20 мая 2005 г. N 39-Д05-3
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Борисова В.П.,
судей Валюшкина В.А. и Родионовой М.А.
рассмотрела в судебном заседании 20 мая 2005 года надзорную жалобу Комисарова В.В.
Приговором Ленинского районного суда г. Курска от 20 сентября 1999 года
Комиссаров В.В., судимый 28.11.97 г. по ст. 213 ч. 1 УК РФ к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком на 2 года,
осужден к лишению свободы: по ст. 162 ч. 3 п. "а" УК РФ на 8 лет с конфискацией имущества, по ст.ст. 30 ч. 1, 162 ч. 3 п. "а" УК РФ на 4 года с конфискацией имущества, по ст. 158 ч. 3 п. "а" УК РФ на 5 лет с конфискацией имущества; по ст. 222 ч. 3 УК РФ на 4 года, по ст. 167 ч. 1 УК РФ на 1 год, по ст. 325 ч. 1 УК РФ на 1 год, по ст. 213 ч. 2 п. "в" УК РФ на 3 года, на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений на 9 лет и 6 месяцев лишения свободы с конфискацией имущества, а на основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров к назначенному наказанию частично присоединено не отбытое наказание по приговору от 28.11.97 г. в виде 6 месяцев лишения свободы и окончательно к отбытию назначено 10 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с конфискацией имущества.
По ст.ст. 223 ч. 3, 223 ч. 4, 222 ч. 4 УК РФ Комиссаров В.В. оправдан за отсутствием в его действиях состава преступления.
По делу разрешен гражданский иск.
Этим же приговором осуждены Назаров Н.С., Дорохин Л.В., Злакотин Р.Е., Жидких В.В., Каменев А.А., Лукьянчикова Н.А., Еськов Р.Н., Каширцев А.А., Нетребко Д.А., Волобуев С.А., Плотниченко М.А., Мазуров В.А., надзорные жалобы в отношении которых не поданы.
В кассационном порядке дело не рассматривалось.
Постановлением президиума Курского областного суда от 14 января 2004 года приговор в части осуждения Комиссарова В.В. по ст.ст. 167 ч. 1 и 213 ч. 2 п. "в" УК РФ отменен, производство по делу в этой части прекращено за отсутствием состава преступления.
Этот же приговор в отношении Комиссарова В.В. изменен: исключено указание о наличии в его действиях, квалифицированных по ст.ст. 158 ч. 3 п. "а"; 30 ч. 1, 162 ч. 3 п. "а" УК РФ, квалифицирующего признака "неоднократно", и о назначении ему дополнительного наказания в виде "конфискации имущества"; а кроме того, исключено указание о наличии в его действиях рецидива преступлений и судимости по приговору Черемисиновского районного суда Курской области от 21.07.1994 г.; постановлено считать назначенное Комиссарову В.В. наказание по ст.ст. 30 ч. 1, 162 ч. 3 п. "а" УК РФ с применением ст. 64 УК РФ.
Назначенное Комиссарову В.В. по приговору Ленинского районного суда г. Курска от 20 сентября 1999 года наказание по совокупности приговоров снижено до 9 лет лишения свободы. В остальной части приговор в отношении Комиссарова оставлен без изменения.
Постановлено считать Комиссарова В.В. осужденным по приговору Ленинского районного суда г. Курска от 20 сентября 1999 г. (в ред. УК РФ до 08.12.03 г.): по ст. 162 ч. 3 п. "а" УК РФ к 8 годам лишения свободы, по ст.ст. 30 ч. 1, 162 ч. 3 п. "а" УК РФ с применением ст. 64 УК РФ к 4 годам лишения свободы, по ст. 158 ч. 3 п. "а" УК РФ к 5 годам лишения свободы, по ст. 222 ч. 3 УК РФ к 4 годам лишения свободы, по ст. 325 ч. 1 УК РФ к 1 году лишения свободы, на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений к 8 годам 6 месяцам лишения свободы, а на основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров к назначенному наказанию присоединено частично не отбытое наказание по приговору от 28.11.97 г. в виде 6 месяцев лишения свободы и окончательно к отбытию назначено 9 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Заслушав доклад судьи Валюшкина В.А., заключение прокурора Чистякова В.В., полагавшего надзорную жалобу удовлетворить только в части исключения ст. 70 УК РФ, судебная коллегия установила:
согласно приговору, с учетом внесенных в него изменений, Комиссаров признан виновным и осужден за: разбой, совершенный с применением насилия опасного для жизни и здоровья и с угрозой применения такого насилия, с незаконным проникновением в жилище, с применением оружия и предметов, используемых в качестве оружия, организованной группой; приготовление к разбою, совершенное с угрозой применением насилия опасного для жизни и здоровья, с применением предметов, используемых в качестве оружия, организованной группой; кражу с незаконным проникновением в жилище, с причинением значительного ущерба, организованной группой; похищение и уничтожение официального документа, совершенное из корыстной заинтересованности; незаконную перевозку, ношение и передачу боеприпасов, совершенные организованной группой.
В надзорной жалобе осужденный Комиссаров ставит вопрос об изменении состоявшихся по делу судебных решений, поскольку его вина в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 325 ч. 1 и 222 ч. 3 УК РФ не доказана, не установлен в его действиях квалифицирующий признак совершения преступлений "организованной группой"; от совершения разбойного нападения в отношении У. он добровольно отказался; непосредственного участия в совершении преступления в отношении Б. он не принимал; наказание ему назначено чрезмерно суровое, без учета смягчающих обстоятельств; по приговору от 28.11.97 года по ст. 213 ч. 1 УК РФ он не может считаться судимым в силу необходимости применения к нему акта об амнистии от 24.12.97 г., потому наказание на основании ст. 70 УК РФ ему назначено незаконно, а ссылки в приговоре на совершение им преступлений в 1997 году необоснованны.
Проверив дело, обсудив доводы, содержащиеся в надзорной жалобе, судебная коллегия находит состоявшиеся судебные решения подлежащими изменению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, Комиссаров приговором по настоящему делу осужден за преступления, совершенные в 1998 году.
Согласно приговору Ленинского районного суда гор. Курска от 28 ноября 1997 года Комиссаров осужден по ст. 213 ч. 1 УК РФ к 2 годам лишения свободы условно с испытательным с роком на 2 года.
В силу п. 6 постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 декабря 1997 года "Об объявлении амнистии", Комиссаров подлежал освобождению от наказания как лицо, осужденное к условной мере наказания.
Имеющееся по этому поводу суждение суда надзорной инстанции, не в полной мере соответствует материалам дела, свидетельствующих о том, что преступления по последнему приговору совершены в 1998 году, то есть после принятия акта об амнистии.
В связи с этим из приговора суда первой инстанции и постановления президиума надлежит исключить применение к Комиссарову ст. 70 УК РФ.
Что касается остальных доводов Комисарова, то с ними судебная коллегия не может.
Его утверждение об отказе от участия в нападении на У., несостоятельно и опровергается: показаниями осужденной по делу Лукьянчиковой о том, что Комиссаров и Мазуров сообщили ей, что собираются ограбить квартиру и для этого она им должна помочь. К дому, где проживала У., приехал вместе с другими лицами (осужденными по делу) и Комиссаров, который остался в машине, а остальные, надев маски и вооружившись пистолетами, пошли к квартире потерпевшей, но совершить нападение не удалось, поскольку У. дверь им не открыла и по телефону вызвала сотрудников милиции; показаниями осужденного по делу Каменева, а также другими доказательствами, которые приведены в приговоре.
Поскольку Комиссаров и другие осужденные заранее объединились для совершения нескольких преступлений, в том числе с применением оружия, их группа отличалась устойчивостью, распределением ролей между членами группы при подготовке к совершению преступлений и осуществлении преступного умысла, то действия осужденного правильно квалифицированы по признаку совершения преступлений в составе организованной группы.
Тот факт, что Комиссаров непосредственного участия в нападениях на У. и Б. не принимал, никоим образом не влияет на квалификацию содеянного им, поскольку как правильно установлено судом, между членами группы была договоренность на совершение разбойного нападения, между участниками нападения были распределены роли.
Поскольку при совершении преступлений в составе организованной группы Комиссаров и другие осужденные использовали оружие, которое незаконно перевозили, носили и передавали друг другу, то действия Комиссарова по ст. 222 ч. 3 УК РФ судом квалифицированы правильно.
Доводы Комиссарова о том, что выписка из реестра акционеров не является официальным документом, несостоятельны. Выписка на имя Ш. выдана держателем реестра акционеров ОАО "..." и является надлежащим образом оформленным официальным документом, удостоверяющим юридически значимый факт, что Ш. является владельцем акций ОАО "...".
Вывод суда о доказанности вины Комисарова в инкриминированных ему преступлениях, а также юридическая оценка его действий, являются правильными.
Вносимые в состоявшиеся судебные решения изменения, вместе с тем не являются основанием, достаточным для смягчения Комисарову наказания по совокупности преступлений в соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ, которое назначено ему с учетом характера и степени общественной опасности преступлений, данных о личности виновного и всех обстоятельств дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 407 и 408 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Ленинского районного суда гор. Курска от 20 сентября 1999 года и постановление президиума Курского областного суда от 14 января 2004 года в отношении Комисарова В.В., изменить: исключить указание о назначении Комисарову В.В. наказания по правилам ст. 70 УК РФ.
В остальном состоявшиеся судебные решения, в том числе, в части осуждения Комисарова В.В. по совокупности преступлений (в ред. УК РФ до 08.12.03 г.), предусмотренных ст.ст. 162 ч. 3 п. "а", 30 ч. 1, 162 ч. 3 п. "а", 158 ч. 3 п. "а", 222 ч. 3 и 325 ч. 1 УК РФ к 8 (восьми) годам 6 (шести) месяцам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, оставить без изменения, а надзорную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: |
Борисов В.П. |
Судьи: |
Валюшкин В.А. |
|
Родионова М.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Надзорное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 20 мая 2005 г. N 39-Д05-3
Текст определения официально опубликован не был