Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 сентября 2004 г. N 43-Г04-26
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.
судей Соловьева В.Н. и Макарова Г.В.
рассмотрела в судебном заседании от 15 сентября 2004 г. дело по заявлению прокурора Удмуртской Республики о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Указ Президента Удмуртской Республики от 7 апреля 2004 г. N 77 "О перечне исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики", в части включения в число исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики: Министерства внутренних дел Удмуртской Республики и Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Удмуртской Республики, по кассационной жалобе представителя Министерства внутренних дел Удмуртской Республики на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 23 июня 2004 г., которым заявленное прокурором требование было удовлетворено частично.
Заслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., объяснения представителя Министерства внутренних дел Удмуртской Республики Гаязутюинова А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда, вынесенное по данному делу, обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Прокурор Удмуртской Республики обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Указ Президента Удмуртской Республики от 7 апреля 2004 г. N 77 "О перечне исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики", в части включения в число исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики: Министерства внутренних дел Удмуртской Республики и Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Удмуртской Республики.
По мнению прокурора оспариваемый Указ противоречит статьям 1, 7 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции", пункту 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. N 1039), а также, пункту 1 Постановления Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 67 "О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания", пунктам 1, 1.2, 1.5 Положения (типового) об управлении по охране и регулированию использования охотничьих ресурсов, утвержденного Приказом Минсельхозпрода РФ от 22 октября 1997 г. N 438 "Об утверждении типового Положения о территориальном управлении по охране охотничьих ресурсов".
В судебном заседании представитель прокуратуры Удмуртской Республики заявленные требования поддержал, повторив доводы, изложенные в заявлении.
Представитель Президента Удмуртской Республики просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Возражения мотивированы тем, что оспариваемый Указ не противоречит действующему федеральному законодательству, а требования прокурора не обоснованы, т.к. сводятся лишь к предположениям.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 23 июня 2004 г. заявленные прокурором требования удовлетворены частично:
Указ Президента Удмуртской Республики от 7 апреля 2004 г. N 77 "О перечне исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики", в части включения в число исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики Министерства внутренних дел Удмуртской Республики, был признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения в законную силу.
Указ Президента Удмуртской Республики от 7 апреля 2004 г. N 77 "О перечне исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики", в части включения в число исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Удмуртской Республики, признан не противоречащим федеральному законодательству, в связи с чем в удовлетворении соответствующего требования прокурору Удмуртской Республики было отказано.
В кассационной жалобе представителя Министерства внутренних дел Удмуртской Республики ставится вопрос об отмене указанного решения суда в части касающейся удовлетворенного требования прокурора.
Жалоба обоснована тем, что судом не учтены и не приняты во внимание положения бюджетного законодательства, которыми предусматривается финансирование территориальных органов федеральных органов исполнительной власти исключительно из федерального бюджета. Кроме того, по мнению МВД УР, судом допущена ошибка в определении правового статуса органов МВД России.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит вынесенное Верховным Судом Удмуртской Республики решение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г., 26 июля, 4 августа, 30 декабря 2001 г., 25 апреля, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г.) милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами.
Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В силу статьи 7 указанного выше закона - милиция в своей деятельности подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации, а милиция общественной безопасности - также соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Министр внутренних дел Российской Федерации осуществляет руководство всей милицией в Российской Федерации. Руководство милицией в субъектах Российской Федерации осуществляют министры внутренних дел, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом Российской Федерации по представлению министра внутренних дел Российской Федерации. Руководство милицией в районах, городах и иных муниципальных образованиях осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом министром внутренних дел Российской Федерации. Руководство милицией на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах осуществляют начальники соответствующих органов внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности в порядке, определяемом министром внутренних дел Российской Федерации.
Судом также принято во внимание то обстоятельство, что Указами Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" и от 18 июля 1996 г. N 1039 "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями от 6 сентября 1997 г., 24 апреля, 27 мая, 20 октября 1998 г., 1 декабря 1999 г., 13 января 2001 г., 17 апреля 2003 г.) установлено, что Министерство внутренних дел РФ является федеральным органом исполнительной власти и возглавляет систему органов внутренних дел, в которую входят министерства внутренних дел республик - субъектов Российской Федерации, в частности, и Министерство внутренних дел Удмуртской Республики.
Проанализировав указанные нормативно-правовые акты, суд обоснованно сделал вывод о том, что милиция составляет единую систему органов внутренних дел Российской Федерации, в которую входят и территориальные органы внутренних дел.
Доводы представителя Президента УР и МВД УР, что в состав милиции входит и милиция общественной безопасности, которая в соответствии с законом РФ "О милиции" (ст. 7) подчиняется соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не могут служить основанием для отнесения всего министерства внутренних дел субъекта Российской Федерации в структуру органов исполнительной власти субъектов.
Судом правильно отмечено, что только подразделения милиции общественной безопасности могут подчиняться органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, что не противоречит положениям постановления Конституционного Суда РФ от 10.12.97 г. N 19-П (п. 5).
Судом принято во внимание и то, что Приказом МВД РФ от 15 сентября 2003 г. N 730 утверждено Типовое положение о министерстве внутренних дел, главном управлении, управлении внутренних дел субъекта Российской Федерации.
Однако и в этом документе содержится указание, что МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации входят в систему органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняются Министерству внутренних дел Российской Федерации.
Финансирование указанных министерств и управлений осуществляется из средств федерального бюджета и лишь в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - из средств бюджета субъекта Российской Федерации (п. 3, 11).
С учетом установленных обстоятельств Верховным Судом УР сделан обоснованный и по существу заявленного прокурором требования правильный вывод о признании недействующим Указа Президента Удмуртской Республики в части включения в число исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики Министерства внутренних дел.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным согласиться и с выводом Верховного Суда Удмуртской Республики об отказе в удовлетворении заявления прокурора о признании недействующим Указа Президента Удмуртской Республики от 7 апреля 2004 г. N 77 "О перечне исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики", в части включения в число исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики: Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Удмуртской Республики.
Отказывая прокурору в удовлетворении указанного требования, суд сослался на то обстоятельство, что Типовое Положение, утвержденное приказом Минсельхозпрода Российской Федерации от 22 октября 1997 года N 438 "Об утверждении Типового положения о территориальном управлении по охране и регулированию использования охотничьих ресурсов", на которое ссылается в своих доводах Прокурор Удмуртской Республики, не носит нормативного характера, поскольку оно не было опубликовано официально, а на момент принятия оспариваемого Указа утратило силу (Указанием Минсельхоза России от 27 мая 2003 года N 35 "О признании утратившими силу некоторых нормативных актов Министерства" приказ Минсельхозпрода Российской Федерации от 22 октября 1997 года N 438 признан утратившим силу).
Таким образом, Указ Президента УР N 77 от 7 апреля 2004 года не может проверяться на соответствие акту, который не является, по своей природе, нормативным правовым и утратил силу.
Доводы прокурора о том, что Указ Президента УР противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 67, судом правильно признаны необоснованными.
Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 67 "О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания" установлено, что специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в Российской Федерации являются Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Федеральная служба лесного хозяйства России, Федеральная пограничная служба Российской Федерации и их территориальные органы.
Полномочия и специализация указанных федеральных органов исполнительной власти в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания определяются положениями об этих органах.
Судом при этом обращено внимание на то, что Положение (типовое) об Управлении по охране и регулированию использования охотничьих ресурсов (утв. приказом Минсельхозпрода РФ от 22 октября 1997 г. N 438) не было официально опубликовано и согласно Указания Министерства сельского хозяйства РФ от 27 мая 2003 года N 35 признано утратившим силу.
В настоящее время Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 в структуру федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации включено Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
В состав указанного министерства входит Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. Данная служба в пределах своей компетенции контролирует и координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам государственного контроля (надзора) в закрепленной сфере деятельности.
Статья 11 Федерального закона "О животном мире" устанавливает, что государственное управление в области охраны и использования животного мира осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной области определены статьей 6 Федерального закона "О животном мире". Управление согласно положению о нем выполняет указанные функции.
Таким образом, судом сделан обоснованный вывод о том, что Указ Президента Удмуртской Республики от 7 апреля 2004 года N 77 "О перечне исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики", в части включения в перечень органов исполнительной власти Удмуртской Республики Управления не противоречит федеральным нормативно-правовым актам, а потому не имеется оснований для признания его недействующим.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция полагает, что выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства, в связи с чем постановленное по данному делу Верховным Судом Удмуртской Республики решение следует признать законным и обоснованным.
Поскольку доводы кассационной жалобы, сделанные судом, выводы не опровергают, то она удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 23 июня 2004 г. оставить без изменения.
Кассационную жалобу представителя Министерства внутренних дел Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 сентября 2004 г. N 43-Г04-26
Текст определения официально опубликован не был