Надзорное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 23 ноября 2009 г. N 43-ДП09-20
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Толкаченко А.А.
судей Семёнова Н.В. и Колесникова Н.А.
при секретаре Андреевой Н.В.
рассмотрела в судебном заседании надзорное представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г., о пересмотре постановления президиума Верховного суда Удмуртской Республики от 6 марта 2009 года, которым изменены судебные решения в отношении Прасалова С.С., судимого 27 мая 2002 года по ст. 158 ч. 2 п.п. "а, в, г" УК РФ к 2 годам и 10 месяцам лишения свободы, освобожден 31 мая 2004 года по отбытии наказания, осужденного по приговору Глазовского городского суда Удмуртской Республики от 28 апреля 2008 года по ст. 30 ч. 3, 228-1 ч. 3 п.п. "а, г" УК РФ к 10 годам лишения свободы, по ст. 228 ч. 1 УК РФ к 2 годам лишения свободы. На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний назначено 10 лет и 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Удмуртской Республики от 13 ноября 2008 года приговор в отношении Прасалова С.С. оставлен без изменения.
Постановлением президиума Верховного суда Удмуртской Республики от 6 марта 2009 года приговор и кассационное определение в отношении Прасалова С.С. изменены. Действия осужденного переквалифицированы со ст. 30 ч. 3, 228-1 ч. 3 п.п. "а, г" УК РФ на ст. 30 ч. 1, 228-1 ч. 3 п.п. "а, г" УК РФ, по которой назначено 9 лет и 10 месяцев лишения свободы. На сновании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 30 ч. 1, ст. 228-1 ч. 3 п.п. "а, г" УК РФ, ст. 228 ч. 1 УК РФ, путем частичного сложения наказаний окончательно Прасалову С.С. назначено 10 лет и 4 месяца лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Семёнова Н.В., мнение прокурора Куликовой Т.Г., поддержавшей надзорное представление, Судебная коллегия установила:
По приговору суда, с учетом внесенных изменений, Прасалов признан виновным и осужден за приготовление к незаконному сбыту наркотических средств в особо крупном размере организованной группой, а также за незаконное хранение наркотических средств в крупном размере.
Преступления осужденным совершены в период с января по 16 февраля 2007 года в ... при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В надзорном представлении ставится вопрос об отмене постановления президиума Верховного суда Удмуртской Республики в связи с нарушениями уголовно-процессуального закона и права осужденного на защиту, выразившимися в ненадлежащем извещении осужденного Прасалова с датой, местом и временем рассмотрения дела судом надзорной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорного представления, Судебная коллегия находит его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 407 ч. 2 УПК РФ в судебном заседании принимают участие прокурор, а также осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением при условии заявления ими ходатайства об этом.
Как видно из материалов дела, по жалобе осужденного по данному делу С. 27 февраля 2009 года судьей Верховного суда Удмуртской Республики было возбуждено надзорное производство и жалоба вместе с уголовным делом передана на рассмотрение в президиум Верховного суда Удмуртской Республики.
В этот же день, то есть 27 февраля 2009 года, осужденному Прасалову С.С. было направлено извещение о том, что уголовное дело в отношении него назначено к рассмотрению в президиуме Верховного суда Удмуртской Республики на 6 марта 2009 года.
6 марта 2009 года дело было рассмотрено судом надзорной инстанции в отсутствие осужденного Прасалова, от которого ходатайства о рассмотрении дела с его участием в судебном разбирательстве не поступило.
Вместе с тем, из приложенных к надзорному представлению документов усматривается, что извещение о дате, месте и времени рассмотрения дела, осужденный Прасалов получил 4 марта 2009 года, а 5 марта 2009 года написал и направил в суд надзорной инстанции ходатайство об участии в судебном заседании при рассмотрении в отношении него уголовного дела.
Однако, суд надзорной инстанции, не убедившись в том, что все участники рассматриваемого уголовного дела своевременно извещены о дате и времени заседания президиума и не выяснив вопрос о том, заявлены ли ими ходатайства об участии в судебном заседании, рассмотрел дело в отсутствие осужденного Прасалова.
Таким образом, президиум Верховного суда Удмуртской Республики не обеспечил осужденному Прасалову С.С., содержащемуся в исправительном учреждении, осуществления предоставленного ему ч. 2 ст. 407 УПК РФ права на участие в судебном заседании, а также возможность довести до сведения суда свою позицию относительно всех аспектов дела, поскольку только при таком условии, в судебном заседании реализуется право на судебную защиту.
При таких обстоятельствах постановление президиума Верховного суда Удмуртской Республики от 6 марта 2009 года подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в президиум того же суда.
Руководствуясь ст.ст. 407, 408 УПК РФ, Судебная коллегия определила:
1. Надзорное представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г. удовлетворить.
2. Постановление президиума Верховного суда Удмуртской Республики от 6 марта 2009 года в отношении Прасалова С.С. отменить и направить дело на новое рассмотрение в президиум того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Надзорное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 23 ноября 2009 г. N 43-Дп09-20
Текст определения официально опубликован не был