Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 9 февраля 2005 г. N 43-О05-1
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Кочина В.В.
судей Микрюкова В.В., Иванова Г.П.
рассмотрела в судебном заседании от 9 февраля 2005 года кассационные жалобы осужденных Чилякова А.С., Старкова А.Ю., Кудрина Д.С. на приговор Верховного Суда Удмуртской Республики от 22 ноября 2004 года, которым Кудрин Д.С. осужден по ст.ст. 30 ч. 3, 105 ч. 1 УК РФ к семи годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Старков А.Ю. осужден по ст. 105 ч. 2 п. "ж" УК РФ к тринадцати годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Чиляков А.С. осужден по ст. 105 ч. 2 п. "ж" УК РФ к тринадцати годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Постановлено взыскать со Старкова А.Ю. и Чилякова А.С. в пользу М. в возмещение материального ущерба ... руб. ... коп. солидарно и в счет компенсации морального вреда по ... рублей с каждого.
Заслушав доклад судьи Кочина В.В., мнение прокурора Шиховой Н.В. об оставлении приговора без изменения, судебная коллегия установила:
По приговору суда Кудрин осужден за покушение на убийство М., а Старков А.Ю. и Чиляков А.С. за убийство М., при обстоятельствах, изложенных в приговоре областного суда.
В кассационной жалобе осужденный Чиляков просит отменить приговор, ссылаясь на то, что он основан на противоречивых показаниях осужденных, причина смерти М. не установлена, а его явка с повинной не может быть признана доказательством по делу. Чиляков просит направить дело на новое рассмотрение.
Осужденный Старков в кассационной жалобе указывает на данные, отрицательно характеризующие М., на то, что не установлена причина смерти М., просит приговор отменить вследствие чрезмерной суровости наказания.
Осужденный Кудрин в кассационной жалобе просит о смягчении наказания, ссылаясь на неправильное поведение М., спровоцировавшего его. Просит учесть его семейное положение, намерение создать семью.
В дополнительной кассационной жалобе осужденный Старков ссылается на то, что не установлена причинно-следственная связь между его действиями и смертью М. Полагает, что компенсация морального вреда несоразмерна с вредом, причиненным потерпевшей, которая сама при жизни М. от него страдала.
Просит принять справедливое решение.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не нашла оснований для отмены или изменения приговора суда по доводам, изложенным в кассационных жалобах осужденных.
Их вина в совершенном преступлении полностью подтверждена рассмотренными в суде доказательствами, а действиям дана правильная оценка.
С доводами кассационных жалоб осужденных Старкова и Чилякова о том, что не установлена причина смерти потерпевшего и причинно-следственная связь между их действиями и смертью М., согласиться нельзя, поскольку эти доводы не основаны на материалах дела.
Как видно из показаний всех осужденных по делу лиц, Кудрин, полагая, что задушил М. ушел искать машину, чтобы избавиться от трупа. В это время М. пришел в сознание и тогда Чиляков и Старков задушили его полотенцем, а после того, как Кудрин вернулся домой, расчленили труп и вынесли из квартиры.
Объективно показания осужденных подтверждены заключением судебно-медицинского эксперта о том, что механическая асфиксия в своем развитии проходит несколько стадий, промежуток между механическим воздействием внешнему дыханию и смертью длится 5-6 минут, причем, через 2-3 минуты после сдавливания шеи начинается стадия кратковременной остановки дыхания, которая может ошибочно приниматься за наступление смерти. Если механическое препятствие устраняется, то функция дыхания восстанавливается.
Судом бесспорно установлено, что смерть М. наступила в результате совместных, умышленных, согласованных действий Старкова и Чилякова, а Кудрин лишь покушался на убийство, прекратив свои действия, полагая, что задушил М.
Таким образом, причинно-следственная связь между действиями осужденных Чилякова и Старкова и наступившими последствиями установлена.
В подтверждение своих выводов суд привел непротиворечивые, не вызывающие никаких сомнений доказательства, в том числе показания самих осужденных, данные ими в судебном заседании.
Обоснованность приговора не вызывает сомнений.
Гражданский иск потерпевшей М., потерявшей единственного близкого родственника, разрешен судом правильно, с учетом причиненных ей нравственных страданий, материального положения осужденных.
Для отмены приговора в этой части оснований также нет.
Мера наказания каждому из осужденных назначена соразмерно содеянному, с учетом того, что они признали вину в содеянном, положительно характеризовались.
Учтены также их явки с повинной.
Назначенное наказание является справедливым, для смягчения его оснований нет.
Руководствуясь ст.ст. 377, 378 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Верховного Суда Удмуртской Республики от 22 ноября 2004 года в отношении Кудрина Д.С., Старкова А.Ю., Чилякова А.С. оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Кочин В.В. |
Судьи |
Микрюков В.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 9 февраля 2005 г. N 43-О05-1
Текст определения официально опубликован не был