Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 29 июня 2005 г. N 43-О05-40
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Кочина В.В.
судей Бризицкого А.М. и Иванова Г.П.
рассмотрела в судебном заседании от 29 июня 2005 года кассационную жалобу осужденного Ушакова И.В. на приговор Верховного суда Удмуртской Республики от 18 апреля 2005 года, которым Ушаков И.В., судимый: 21.08.1995 г. Увинским районным судом Удмуртской Республики по ст.ст. 149 ч. 1 и 108 ч. 2 УК РСФСР к лишению свободы на 7 лет, освобожден условно-досрочно; 16 ноября 2004 года по ст. 228 ч. 3 п. "в" УК РФ к лишению свободы на 7 лет, приговор вступил в законную силу 8 февраля 2005 года, осужден по ст. 296 ч. 1 УК РФ к лишению свободы на 1 год 6 месяцев, по ст. 296 ч. 2 УК РФ к лишению свободы на 1 год.
На основании ст. 69 ч. 2 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний назначено 2 года лишения свободы.
В соответствии со ст. 70 УК РФ к назначенному наказанию частично присоединено наказание по приговору от 16 ноября 2004 года и окончательно по совокупности приговоров назначено 8 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строго режима.
Заслушав доклад судьи Бризицкого А.М. и мнение прокурора Химченковой М.М., полагавшей приговор оставить без изменения, а кассационную жалобу Ушакова И.В. - без удовлетворения, судебная коллегия установила:
Ушаков И.В. признан виновным в угрозе убийством в отношении судей ..., а также в отношении прокурора в связи с рассмотрением уголовного дела.
Согласно приговору преступление было совершено 8 февраля 2005 года в зале судебного заседания ... после провозглашения кассационного определения, по которому был оставлен без изменения приговор Увинского районного суда от 16 ноября 2004 года в отношении Ушакова И.В.
Осужденный Ушаков виновным себя признал частично и пояснил в суде, что после оглашения кассационного определения он находился в возбужденном состоянии и не помнит содержание своих высказываний, которые стал выкрикивать.
В кассационной жалобе Ушаков ссылается на то, что все его действия в зале судебного заседания 8 февраля 2005 года были обусловлены принятием кассационной инстанцией необоснованного и несправедливого, по его мнению, судебного решения по его делу. Высказанные им после оглашения кассационного определения нецензурные слова расценены судом как угроза убийством. Однако его высказывания носили общий характер, он не называл конкретных фамилий и должностей, и у суда не было оснований разделять его слова на два самостоятельных состава преступления. Условная угроза была высказана уже после оглашения кассационного определения и, следовательно, не могла повлиять на осуществление правосудия; его умыслом не охватывалось достижение такого результата.
Учитывая условия и обстановку, в которых им были допущены неправомерные высказывания, оснований опасаться их реального осуществления не имелось.
Поэтому, как указано в жалобе Ушакова, его действия могли быть квалифицированы по ст. 319 или ст. 297 УК РФ.
Кроме того, в жалобе содержится ссылка на то, что судом необоснованно проведена взаимосвязь между его словами и событиями, произошедшими в тот период ...
В жалобе ставится вопрос об отмене приговора и прекращении дела.
Государственный обвинитель по делу принес возражения на жалобу и считает, что оснований для отмены приговора не имеется.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и в возражениях на нее, судебная коллегия находит, что вина Ушакова в совершении преступлений доказана.
Потерпевшие Ф., К., Б. и К. подтвердили, что после оглашения кассационного определения Ушаков угрожал им убийством, и подробно рассказали, в какой форме это выражалось.
Показания потерпевших согласуются с показаниями свидетелей К., Ю., М., Т., К., находившихся в зале судебного заседания и подтвердивших, что Ушаков высказывал угрозы в адрес судей и прокурора.
Правильно судом оценено как угроза убийством высказывание Ушакова со ссылкой на события, имевшие место в тот период ...
Учитывая, что Ушаков высказывал угрозы убийством в адрес судей и в отношении прокурора, его действия обоснованно квалифицированы самостоятельно по ч. 1 ст. 296 и по ч. 2 ст. 296 УК РФ.
При этом следует иметь в виду, что уголовная ответственность наступает за угрозу убийством, высказанную в связи с рассмотрением дела. Поэтому для решения вопроса о наличии состава преступления не имеет значения, когда последовала угроза - до рассмотрения дела или после принятия решения, в данном случае после оглашения кассационного определения.
Наказание Ушакову по ч. 1 и ч. 2 ст. 296 УК РФ и по совокупности преступлений назначено в соответствии с требованием закона и является справедливым.
В то же время при решении вопроса о назначении Ушакову наказания по совокупности приговоров судом допущена ошибка.
В соответствии с ч. 1 ст. 70 УК РФ при назначении наказания по совокупности приговоров к наказанию, назначенному по последнему приговору суда, полностью или частично присоединяется неотбытая часть наказания по предыдущему приговору суда.
Между тем, назначая Ушакову по совокупности приговоров 8 лет 6 месяцев лишения свободы, суд присоединил фактически 6 лет 6 месяцев лишения свободы, исходя при этом не из неотбытой части наказания по предыдущему приговору, а из всего назначенного по этому приговору срока наказания, что противоречит закону.
Срок отбывания наказания по приговору от 16 ноября 2004 года исчисляется с 29 апреля 2004 года и, таким образом, из назначенных по этому приговору 7 лет лишения свободы Ушаков только ко дню совершения нового преступления (8 февраля 2005 года) отбыл более девяти месяцев лишения свободы.
Однако по настоящему делу мера пресечения в виде заключения под стражу не избиралась, и на день вынесения приговора от 18 апреля 2005 года Ушаков отбыл по приговору от 16 ноября 2004 года 11 месяцев и 20 дней лишения свободы.
Исходя из оставшегося срока, подлежит присоединению в порядке ст. 70 УК РФ шесть лет лишения свободы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Верховного суда Удмуртской Республики от 18 апреля 2005 года в отношении Ушакова И.В. изменить: на основании ст. 70 УК РФ к назначенному по настоящему приговору наказанию присоединить частично наказание, неотбытое по приговору Увинского районного суда Удмуртской Республики от 16 ноября 2004 года, - 6 (шесть) лет лишения свободы и окончательно по совокупности приговоров назначить Ушакову И.В. 8 (восемь) лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
В остальном приговор оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Кочин В.В. |
Судьи |
Бризицкий А.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 29 июня 2005 г. N 43-О05-40
Текст определения официально опубликован не был