Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 октября 2007 г. N 82-В07-11
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего: Зелепукина А.Н.,
судей Малышкина А.В. и Гуляевой Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зырянова С.М. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане о восстановлении выплаты пенсии по надзорной жалобе Зырянова С.М. на решение Курганского городского суда от 23 августа 2005 года, которым в удовлетворении иска отказано, и постановление президиума Курганского областного суда от 29 мая 2006 года об отмене определения судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 13 октября 2005 года, которым решение суда первой инстанции отменено с вынесением нового решения об удовлетворении иска.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Малышкина А.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Зырянов С.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане о возобновлении выплаты пенсии, ссылаясь на то, что с 1 октября 2002 года по достижении 50-летнего возраста ему ответчиком была назначена досрочная трудовая пенсия в связи с его участием в 1988-1989 годах, как военнообязанного, в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зонах повышенной опасности (объект "Укрытие"). Однако, с ноября 2004 года выплата указанной пенсии прекращена со ссылкой на то, что он не относится к категории граждан, имеющих в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" право на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 10 лет.
Не согласившись с указанным решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане, Зырянов С.М. обратился в суд с данным иском.
Решением Курганского городского суда от 23 августа 2005 года в удовлетворении иска отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 13 октября 2005 года решение суда первой инстанции отменено; иск Зырянова С.М. удовлетворен.
Постановлением президиума Курганского областного суда от 29 мая 2006 года кассационное определение отменено; решение Курганского городского суда от 23 августа 2005 года оставлено в силе.
В надзорной жалобе Зырянова С.М. ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и постановления президиума Курганского областного суда.
Определением Судьи Верховного Суда РФ от 24 июля 2007 года дело истребовано в Верховный Суд РФ и определением от 17 сентября 2007 года передано для рассмотрения по существу в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
В надзорной жалобе Зырянов С.М. указывает на то, что при рассмотрении дела судебными инстанциями были допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.
Вступившим в законную силу решением Курганского городского суда от 8 октября 2002 года установлен юридический факт участия Зырянова С.М. в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в четвертом энергоблоке по программе "Укрытие" в 1988-1989 годах.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Зырянова С.М., суд исходил из того, что он не может быть отнесен к категории граждан, которым пунктом 1 частью 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 предоставляется право на пенсию по возрасту с уменьшением возраста выхода на пенсию на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения и при наличии общего стажа работы: у мужчин - не менее 20 лет, у женщин - не менее 15 лет, поскольку в нее включаются военнослужащие и военнообязанные, принимавшие участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС лишь в 1986-1987 годах, а Зырянов С.М. принимал участие на таких работах по объекту "Укрытие" в 1988-1989 годах.
Между тем, с данным выводом судебных инстанций согласиться нельзя, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права. Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", определяя статус граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливает 12 категорий граждан, на которых распространяется его действие, и гарантирует им возмещение вреда и меры социальной поддержки (в прежних редакциях - компенсации и льготы), различающиеся по объему в зависимости прежде всего от степени и последствий радиационного воздействия на организм человека.
В пункте 3 части 1 статьи 13 Закона (в редакции от 15 мая 1991 года) указывались граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС, а также военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий указанной катастрофы, включая летный состав гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие службу в зоне отчуждения в 1986-1987 годах.
В пункте 4 части 1 статьи 13 были указаны граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988-1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС, а также военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий указанной катастрофы независимо от места дислокации и выполняемых работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие службу в зоне отчуждения в 1988-1990 годах.
Федеральным законом от 18 июня 1992 года N 3061-1 категория граждан, указанных в пункте 3 части 1 статьи 13, была расширена, в частности, к ней были отнесены военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988-1990 годах в работах по объекту "Укрытие".
Таким образом, работы, выполнявшиеся военнослужащими и военнообязанными, призванными на военные сборы, в 1988-1990 годах на объекте "Укрытие" по степени неблагоприятного воздействия на организм человека законодателем признаны равными работам, проводимым в 1986-1987 годах в зоне отчуждения, и на них распространен тот же правовой статус, какой имеют граждане, участвовавшие в эти годы в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах этой зоны.
О придании гражданам из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на военные сборы и принимавших участие в 1988-1990 годах в работах по объекту "Укрытие", того же правового статуса, который имеют участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах в пределах зоны отчуждения, свидетельствует утверждение Государственным комитетом Российской Федерации по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской и других радиационных катастроф, Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по атомной энергии, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и Министерством транспорта Российской Федерации Порядка оформления и выдачи удостоверений для граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и лиц, приравненных к ним (направлен для руководства и исполнения письмом от 5 августа 1993 года N ВС-10-3618 "О порядке оформления и выдачи удостоверений", зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 сентября 1993 года N 342).
Согласно пункту 7.3 указанного Порядка лицам, участвовавшим в 1988-1990 годах в работах по объекту "Укрытие", вместо выданных ранее удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1988-1990 годов выдаются новые удостоверения, в которые вписывается 1986 год участия в работах на Чернобыльской АЭС и ставится штамп (типографская надпечатка) "Укрытие".
Данное предписание было подтверждено Указанием Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства Российской Федерации по атомной энергии, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации "О порядке перерегистрации лиц, принимавших участие в работах по объекту "Укрытие" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 ноября 1996 года N 1192).
В результате военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и работавшие в 1988-1990 годах на объекте "Укрытие", пользуются теми же компенсациями и льготами, что и граждане, принимавшие участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в 1986-1987 годах. Распространение на них одних и тех же норм указанного Закона, гарантирующих меры социальной поддержки, подтверждается предоставлением всем гражданам, указанным в пункте 3 части 1 его статьи 13, независимо от того, в какой период они были заняты на работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, права на ежемесячную денежную выплату в одинаковом размере - 1000 рублей (статья 27.1, введенная Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).
Вместе с тем дополнение, внесенное в пункт 3 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", не коснулось статьи 30: согласно ее части 1 гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 (принимавшим в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы) пенсии по старости назначались с уменьшением возраста на 10 лет, а согласно части 2 статьи 30 гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 (принимавшим в 1988-1990 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС) пенсии по старости назначались с уменьшением возраста на 5 лет.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Установление льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости, в том числе снижение возраста ее назначения, связано с неблагоприятным воздействием на организм человека различного рода производственных, климатических и иных факторов и призвано компенсировать причиненный вред здоровью. Применительно к гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие чернобыльской катастрофы, признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, составляет конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства. При этом в объем возмещения вреда на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого возмещения включаются как льготы, денежные (материальные) компенсации, другие денежные доплаты к социальным выплатам, так и льготное (досрочное) пенсионное обеспечение.
Отнеся граждан, в том числе военнослужащих и военнообязанных, призванных на военные сборы и принимавших участие в 1988-1990 годах в работах по объекту "Укрытие", наряду с участниками ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения в 1986-1987 годах к одной категории и предоставив им один и тот же правовой статус, законодатель тем самым признал работы по объекту "Укрытие" по степени неблагоприятного воздействия на организм человека радиации равными работам, проводимым в зоне отчуждения в 1986-1987 годах, а граждан, выполнявших эти работы, - имеющими право на возмещение вреда здоровью в том же объеме, что и другие граждане, указанные в пункте 3 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Таким образом, положения статьи 30 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в системе действующего нормативно-правового регулирования не могут рассматриваться как лишающие граждан, в том числе военнослужащих и военнообязанных, призванных на военные сборы и принимавших участие в 1988-1990 годах в работах по объекту "Укрытие", права на назначение трудовой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста на 10 лет (при соблюдении других условий).
Иное означало бы нарушение конституционного принципа равенства, поскольку фактически устанавливался бы разный объем возмещения вреда гражданам, в одинаковой мере пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, а также отказ государства от выполнения принятых на себя публично-правовых обязательств.
При таких обстоятельствах, состоявшееся по делу постановление президиума Курганского областного суда от 29 мая 2006 года подлежит отмене, а определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 13 октября 2005 года оставлению в силе.
Руководствуясь ст.ст. 387, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
постановление президиума Курганского областного суда от 29 мая 2006 года отменить, оставить в силе определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 13 октября 2005 года.
Председательствующий |
Зелепукин А.Н. |
Судьи |
Малышкин А.В. |
|
Гуляева Г.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 октября 2007 г. N 82-В07-11
Текст определения официально опубликован не был