Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 августа 2002 г. N 82-Г02-9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Нечаева В.И.
судей Корчашкиной Т.Е., Василевской В.П.
рассмотрела в судебном заседании от 16 августа 2002 г. кассационную жалобу Курганской территориальной организации профсоюза работников среднего и малого бизнеса на решение Курганского областного суда от 14 июня 2002 г. по делу о признании частично противоречащим федеральному законодательству Закона Курганской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
Заслушав доклад судьи Василевской В.П., Судебная коллегия установила:
Курганская территориальная организация профсоюзов работников среднего и малого бизнеса обратилась в суд с интересах индивидуальных предпринимателей Курганской области с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению (после уточнения заявленных требований) подпунктов 5.4.1, 5.4.6, абзаца 3 подпункта 5.4.4, подпунктов 5.5.3-5.5.5; 5.5.8, 5.5.9, 5.5.14 ст. 5; подпунктов 6.1.3.2, 6.1.10-6.1.11 ст. 6; ст. 7, абзаца 3 пункта 8.1. ст. 8 закона Курганской области от 27.04.99 г. "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Курганской области" с изменениями и дополнениями по состоянию на 30.05.2002 г., ссылаясь на нарушение этими положениями Закона прав индивидуальных предпринимателей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту вместо "абзаца 3 подпункта 5.4.4" имеется в виду "подпункта 5.4.4"
Решением Курганского областного суда от 14 июня 2002 г. заявление удовлетворено частично: признаны недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу подпункт 5.5.3 ст. 5 в части установления размера базовой доходности в сфере розничной торговли без применения контрольно-кассовых машин - 150 минимальных размеров оплаты труда в расчете на одно торговое место (точку) и подпункт 6.1.10 пункта 6.1 ст. 6 в части установления коэффициента "к" в сферах деятельности парикмахерских центров социальной защиты семьи, оказания услуг по перевозке пассажиров, услуг по ремонту изделий из кожи, меха, пошиву и ремонту одежды центрами социального обслуживания населения и центрами социальной защиты семьи, оказания транспортных услуг организации областного совета РОСТО, торговли через магазины потребительских обществ и их союзов".
В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Курганская территориальная организация профсоюза работников среднего и малого бизнеса просит решение суда изменить, дополнительно признав недействующими и не подлежащими применению подпункты 5.4.1, 5.4.6, абзаца 3 подпункта 5.4.4, подпункты 5.5.3-5.5.5, 5.5.8, 5.5.9, 5.5.14 ст. 5 оспариваемого Закона области, как ухудшающие положение предпринимателей и права которых судом оказались незащищенными.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, оснований для отмены решения не находит.
Подпунктами 5.4.1, 5.4.6 и абзацем 3 подпункта 5.4.4 ст. 5 Закона области "О едином налоге" установлены их физические показатели в сферах: розничной торговли в виде торгового места (точка), в области оказания услуг (парикмахерских, по ремонту бытовой техники и т.п.) - число работающих, в сфере общественного питания - количество точек (мест); подпунктами 5.5.3-5.5.5, 5.5.8, 5.5.9, 5.5.14 ст. 5 предусмотрены размеры базовой доходности для названных выше сфер соответственно в виде кратности минимальных размеров оплаты труда на одно торговое место, одного работающего и одну точку (место).
Вывод суда о соответствии данных положений закона федеральному законодательству является правомерным, основанным на правильном применении и толковании п. "и" ч. 1 ст. 72, чч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 31.07.98 г. "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (с последующими изменениями и дополнениями) и Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым определение размера вмененного дохода и иных составляющих для расчета единого налога, в том числе, базовой доходности и физических показателей, является компетенцией субъектов Российской Федерации и устанавливаются ими на основе общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Определяя для сфер розничной торговли, оказания услуг и общественного питания физические показатели соответственно в виде торгового места, числа работающих и количества точек (мест), законодатель области обеспечил соблюдение одного из важных условий расчета суммы единого налога, влияющего на результаты предпринимательской деятельности - сопоставимость условий деятельности других налогоплательщиков.
Количество торговых точек и число работающих для одного налогоплательщика - один из факторов физического показателя, влияющего на валовой доход его деятельности, и потому без сопоставимости условий их деятельности, в том числе и с другими налогоплательщиками, применение к ним одного размера вмененного дохода является неприемлемым.
Такой подход законодателя субъекта Российской Федерации соответствует и рекомендациям Правительства Российской Федерации, изложенным в его письме N 4435П-П от 7.09.98 г.: "При выборе физических показателей, характеризующих определенные виды деятельности, следует исходить из того, что валовой доход организации (предпринимателя) и прогнозируемый на его основе вмененный доход должен зависеть от выбранного физического показателя и от количества его единиц".
Расчет суммы единого налога, подлежащего уплате в очередном налоговом периоде, производится самим налогоплательщиком в соответствии с нормативным правовым актом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации (часть первая пункта 2 статьи 10), проверяется органами Государственной налоговой службы Российской Федерации, которые уведомляют налогоплательщика о конкретной сумме, установленного ему вмененного дохода (часть третья пункта 2 статьи 10). В случае несогласия с решением налогового органа налогоплательщик вправе обжаловать его в установленном порядке, потребовав в том числе проведения оценки обоснованности расчета суммы вмененного дохода независимой организацией (п. 2 постановления Конституционного Суда РФ N 82-О от 9 апреля 2001 г.).
В связи с этим доводы жалобы о недостаточности одних данных налоговых органов для определении размера вмененного налога, устанавливаемого для всех налогоплательщиков области на основании средних показателей, являются несостоятельными.
Ссылка в жалобе на ухудшение их положения оспариваемыми нормами закона заявителем в силу ст. 50 ГПК РСФСР ничем не подтверждена.
Кассационная жалоба как в этой части, так и в части незаконности установления физических показателей, размеров базовой доходности носят декларативный характер и, следовательно, на законность судебного решения не влияют.
Более того, согласно пп. 2.1, 2.2 Устава Российского профсоюза работников среднего и малого бизнеса профсоюз представляет и защищает в судебных органах законные права и интересы членов профсоюза. Между тем, данных о нарушении прав и интересов конкретного члена профсоюза - предпринимателя оспариваемыми нормами закона области заявителем не представлено.
Что касается незаконности подпункта 5.5.3 ст. 5 оспариваемого Закона области, в части установления размера базовой доходности - 600 МРОТ, то кассационная жалоба в этой части рассмотрению не подлежит, поскольку определением суда от 9 апреля 2002 г. в принятии заявления в этой части отказано, определение заявителем не обжалуется.
Таким образом, решение суда является законным, обоснованным и оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 294, 311, п. 1 ч. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Курганского областного суда от 14 июня 2002 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Курганской территориальной организации профсоюза работников среднего и малого бизнеса - без удовлетворения.
Председательствующий |
Нечаев В.И. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Василевская В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 августа 2002 г. N 82-Г02-9
Текст определения официально опубликован не был