Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 февраля 2007 г. N 82-Г07-1
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Соловьева В.Н.,
судей Калининой Л.А., Макарова Г.В.
рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу Устинова В.А. об отмене решения Курганского областного суда от 20 декабря 2006 года, которым отказано в удовлетворении заявления Устинова В.А., Соколова А.Ю., Вершинина В.А., Шлыгина Ю.П., Никулина В.М. о признании недействующими подпункта 1 ч. 1 статьи 3 Закона Курганской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Курганской области" от 03.12.2004 г. N 845, устанавливающего размер ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда в качестве меры социальной поддержки; пункта 6.3 постановления Администрации (Правительства) Курганской области N 44 от 14 февраля 2005 г. (с изменениями) "Об обеспечении доступности проезда в городском, пригородном и междугородном пассажирском транспорте общего пользования на территории Курганской области отдельным категориям граждан", устанавливающего льготную стоимость проезда ветеранам на городском пассажирском транспорте общего пользования, также возложении обязанности на Курганскую областную Думу и Администрацию (Правительство) Курганской области внести изменения и дополнения в нормативные правовые акты по вопросам социального обеспечения ветеранов труда и ветеранов военной службы, включая в том числе: установление для данной категории ветеранов бесплатного проезда на общественном транспорте на территории Курганской области, увеличении размера ежемесячной денежной выплаты, ее индексации, взыскании судебных расходов в пользу Никулина В.М.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшего решение оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
статьей 3 Закона Курганской области N 845 от 3 декабря 2004 года "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Курганской области" в качестве мер социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года установлены:
ежемесячная денежная выплата в размере 286 рублей (в редакции Закона Курганской области от 28.12.2005 г. N 102), оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы, установленной законодательством Курганской области; оплата в размере 50% коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда; сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также оказание медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи; преимущество при приеме в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания инвалидов.
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области N 44 от 14 февраля 2005 года (с изменениями от 19 июля 2005 года N 263 и от 20 декабря 2005 года N 257), регулируются вопросы обеспечения доступности проезда в городском, пригородном и междугородном пассажирском транспорте общего пользования на территории Курганской области, направленные на социальную поддержку отдельных категорий граждан, в том числе ветеранов труда и граждан приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, включая и ветеранов военной службы.
Пунктом 6.3 вышеуказанного постановления Администрации (Правительства) Курганской области N 44 от 14 февраля 2005 года (в редакции от 20 декабря 2005 года N 527) установлена стоимость месячного единого социального проездного билета в городском пассажирском транспорте общего пользования в размере 50% от установленной стоимости месячного проездного билета в размере 480 рублей.
Соколов А.Ю., Вершинин В.А., Шлыгин Ю.П., Никулин В.М., Устинов В.А., обратились в суд с заявлением о признании недействующими подпункта 1 ч. 1 статьи 3 Закона Курганской области от 3 декабря 2004 года N 845 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Курганской области" в той его части, которой установлена мера социальной поддержки, предоставляемая ветеранам за счет средств областного бюджета в виде ежемесячной денежной выплаты; также пункта 6.3 постановления Администрации (Правительства) Курганской области от 14 февраля 2004 года N 44 "Об обеспечении доступности проезда в городском, пригородном и междугородном пассажирском транспорте общего пользования на территории Курганской области отдельным категориям граждан" с изменениями, внесенными постановлением Администрации (Правительства) Курганской области 20 декабря 2005 года N 527, устанавливающего стоимость проезда в городском пассажирском транспорте отдельным категориям граждан.
В обоснование заявления сослались на их противоречие статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
По их мнению установленным правовым регулированием субъекта Российской Федерации ухудшены условия предоставления льгот по состоянию на 31 декабря 2004 года, произведена их неравноценная замена, необоснованно введен платный проезд для ветеранов труда и лиц приравненных к ним из числа ветеранов военной службы.
Заявители также просили признать недействующим решение Курганской городской Думы N 20 от 15 февраля 2006 года (органа местного самоуправления), устанавливающего порядок платного проезда для ветеранов труда на общественном пассажирском транспорте. Определением Курганского областного суда от 29 ноября 2006 года эти требования заявителей были выделены в отдельное производство и в этой части им возращены в связи с неподсудностью дела Курганскому областному суду.
Судом постановлено выше приведенное решение.
На решение Курганского областного суда от 30 декабря 2006 года Устиновым В.А. подана кассационная жалоба, в которой в он просит данное решение отменить как постановленное с нарушением норм процессуального и материального права, дело направить на новое рассмотрение в Курганский областной суд. Суть доводов сводится к воспроизведению первоначального заявления.
Относительно кассационной жалобы поданы возражения Администрации (Правительства) Курганской области и Курганской областной Думы.
Изучив доводы кассационной жалобы проверив материалы дела, Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом "ж" ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
Согласно статье 13 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 года N 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
В соответствии со статьями 10, 22 названного выше Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 части 2 ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов " О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", при издании органами государственной власти субъектов РФ в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставляемых отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Из анализа нормативных правовых актов, отдельные положения которые оспариваются заявителями следует, что эти акты соответствуют поименованным выше федеральным нормам, прав и свобод граждан не ограничивает, более того, их принятие обусловлено именно необходимостью социальной защиты граждан находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе социальной поддержки ветеранов труда, за счет средств за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации; размер ежемесячной денежной выплаты установлен исходя из возможностей областного бюджета Курганской области: с 01 января 2005 года - 270 руб.; с 01 января 2006 года - 286 руб.; с 01 января 2007 года - 307 руб.; расходы бюджета Курганской области на реализацию мер по социальной поддержки ветеранов (исполненные) составили: в 2004 году - 125 000 тысяч рублей из областного бюджета; в 2005 году направлено 648 057 тыс. руб., исполнено 669 446 тыс. руб.; в 2006 году - предусмотрено 739 000 тыс. руб., что свидетельствует о ежегодном увеличении совокупного объема финансирования льгот и выплат (эти данные содержатся в законах о бюджете Курганской области на соответствующие годы);
При таких обстоятельствах вывод суда о соответствии оспариваемых норм федеральному законодательству является правильным, а решение об отказе в удовлетворении заявления Устинову В.А., Соколову А.Ю., Вершинину В.А., Шлыгину Ю.П., Никулину В.М. является законным и обоснованным.
Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления (часть 1 статьи 253 ГПК РФ).
Довод заявителей о том, что ежемесячная денежная выплата не компенсирует расходы заявителей в связи с отменой ранее действовавших льгот в натуральной форме не может быть принят во внимание.
Суд правильно указал в решении, что ежемесячная денежная выплата является самостоятельной мерой социальной поддержки, введенной федеральным законом именно с 01 января 2005 года. При этом она не является компенсацией натуральных льгот, которые заявители имели на 31 декабря 2004 года. Как уже было отмечено, установление конкретного размера ежемесячной денежной выплаты, отнесено федеральным законодательством к компетенции субъекта Российской Федерации; в федеральном законодательстве отсутствует указание о том, что эта денежная выплата является полной компенсацией взамен каких либо натуральных льгот. Следовательно, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать размер ежемесячной денежной выплаты.
Не может повлиять на отмену постановленного решения и ссылка в кассационной жалобе указывающая на то, что меры социальной поддержки по проезду в городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан установлены постановлением Администрации (Правительства), а не Законом Курганской области.
Судебная коллегия соглашается с суждением суда, изложенным в решении суда первой инстанции о том, что требования заявителей об изменении законодательства Курганской области, внесении в него дополнений, выходят за пределы компетенции суда, который в силу статьи 10 Конституции Российской Федерации не вправе разрешать вопросы, отнесенные к компетенции законодательной и исполнительной власти.
Судебная коллегия находит правильным и вывод суда первой инстанции о том, что установленная в настоящее время Администрацией (Правительством) Курганской области, стоимость месячного единого социального проездного билета в городском пассажирском транспорте общего пользования в размере 50% от стоимости месячного проездного билета по своему характеру является дополнительной мерой социальной поддержки.
Поскольку в настоящее время на федеральном уровне не предусмотрена данная мера социальной поддержки ветеранов труда как бесплатный проезд на городском, пригородном и др. общественном транспорте ветеранов труда, то оспариваемое заявителями постановление Администрации Курганской области в части регулирования вопросов в отношении ветеранов труда об обеспечении доступности проезда на общественном транспорте, требованиям федерального законодательства не противоречит.
С учетом изложенного, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Курганского областного суда от 20 декабря 2006 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Устинова В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Соловьев В.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Макаров Г.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 февраля 2007 г. N 82-Г07-1
Текст определения официально опубликован не был