Определение ВК Верховного Суда РФ от 1 декабря 2009 г. N 5Н-409/09
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Крупнова И.В.,
судей Воронова А.В. и Соловьева А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 1 декабря 2009 года гражданское дело по надзорной жалобе заявителя Кудухова В.Ш. на кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда от 22 апреля 2009 года, которым отменено решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 13 марта 2009 года по заявлению военнослужащего войсковой части майора Кудухова В.Ш. об оспаривании действий командира названной воинской части, связанных с отказом в выплате суточных денег в иностранной валюте при служебной командировке на территорию иностранного государства.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства гражданского дела, содержание решения и последующих судебных постановлений, мотивы надзорной жалобы и вынесения определения о возбуждении надзорного производства, мнение старшего военного прокурора управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Гаврилова А.В., полагавшего необходимым надзорную жалобу удовлетворить частично и направить дело на новое кассационное рассмотрение в окружной военный суд, Военная коллегия установила:
кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда от 22 апреля 2009 года отменено решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 13 марта 2009 года об удовлетворении заявления Кудухова, в котором он просил признать незаконными действия командира войсковой части ... связанные с отказом в выплате суточных денег в иностранной валюте в размере 100 процентов суточных, установленных Постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 года N 812 и от 12 августа 2008 года N 587, за время нахождения в командировке на территории Южной Осетии с 11 сентября по 20 ноября 2008 года и взыскать с воинской части суточные в размере рубля копеек.
По делу принято новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование отказа кассационная коллегия указала, что в период нахождения на территории Республики Южная Осетия на Кудухова пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 года N 587 не распространялся и в эту республику он направлялся для прохождения военной службы в составе воинской части, а не в служебную командировку.
Определением судьи окружного военного суда от 10 июля 2009 года заявителю отказано в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Коронца А.Н. от 20 ноября 2009 года по жалобе заявителя возбуждено надзорное производство и дело передано для рассмотрения по существу в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
В надзорной жалобе Кудухов, указывая на противоречие вывода суда о ненахождении его в служебной командировке фактическим обстоятельствам дела и необоснованность выводов об отсутствии правовых оснований для выплаты ему суточных в иностранной валюте в размере 100 процентов суточных, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 года N 812, просит кассационное определение отменить, оставив в силе решение гарнизонного военного суда.
Рассмотрев материалы гражданского дела и доводы надзорной жалобы, Военная коллегия приходит к следующим выводам.
В суде установлено, что на основании распоряжения начальника штаба войсковой части от 10 сентября 2008 года N 19/1362 и в соответствии с приказами командира войсковой части от 11 сентября и 24 ноября 2008 года NN 197, 257 заявитель в период с 11 сентября по 20 ноября 2008 года находился в служебной командировке для выполнения задач по поддержанию мира на территории Республики Южная Осетия. По окончании командировки он на основании приказа командира войсковой части от 20 ноября 2008 года N 240 был направлен в пункт постоянной дислокации войсковой части Данное обстоятельство подтвердил в судебном заседании представитель командования Чуфаров.
Из этого следует, что вывод суда кассационной инстанции о том, что Кудухов в служебной командировке не находился, в данном конкретном случае противоречит установленным в суде первой инстанции фактическим данным.
Согласно приложению N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 года N 812 "О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года N 1019) размер суточных за время пребывания работника в служебной командировке в Республике Южная Осетия составляет доллара США.
При этом в соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 года N 812 военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, направленным в служебные командировки на территории иностранных государств для выполнения задач по поддержанию мира в зонах вооруженных конфликтов, в отношении которых продовольственное обеспечение осуществляется в форме организации питания по месту военной службы, суточные в иностранной валюте выплачиваются в размере 30 процентов суточных, установленных этим Постановлением.
Изложенное указывает на правомерность требований заявителя о выплате ему за время нахождения в командировке в Республике Южная Осетия суточных в иностранной валюте.
Что касается размера суточных, то Военная коллегия исходит из следующего.
Из заявления Кудухова и его пояснений в суде усматривается, что основанием для выплаты суточных в полном размере за время нахождения в командировке в Республике Южная Осетия с 11 сентября по 20 ноября 2008 года, по его мнению, является указание на это в Постановлении Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 года N 587 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти, участвующих в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Южной Осетии и Абхазии".
Между тем согласно названному Постановлению его целью на момент принятия являлось повышение уровня социальной защиты военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти, участвовавших с 8 августа 2008 года - даты начала вооруженного на территории Южной Осетии и Абхазии - в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Южной Осетии и Абхазии.
Из этого следует, что Правительство Российской Федерации установило правоотношения, определяющие объем прав и обязанностей военнослужащих на период конкретного вооруженного конфликта.
Суть этих правоотношений заключается в возложении на военнослужащих задач при вооруженном конфликте на территориях Южной Осетии и Абхазии, выполнение которых дает им право на дополнительные гарантии и компенсации.
Правомочность Правительства Российской Федерации устанавливать указанные правоотношения закреплена в статье 7 Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащих, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", согласно которой Правительство определяет порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, а также устанавливает порядок предоставления дополнительных гарантий и компенсаций.
При таких данных постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 года N 587 устанавливает дополнительные меры социальной защиты на конкретный период выполнения задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Южной Осетии и Абхазии, при вооруженном конфликте.
Вооруженный конфликт на указанных территориях начался 8 августа 2008 года и закончился 26 августа того же года признанием Российской Федерацией Республики Абхазия и Республики Южная Осетия Указами Президента Российской Федерации от 26 августа 2008 года NN 1260 и 1261.
Следовательно, с 26 августа 2008 года возникли иные правоотношения, не связанные с выполнением военнослужащими задач при вооруженном конфликте.
Это обстоятельство указывает на отсутствие с этой даты оснований для предоставления военнослужащим, находящимся в командировке в Республиках Южная Осетия и Абхазия, гарантий и компенсаций, перечисленных в пунктах 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 года N 587.
Что касается постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2009 года N 169 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", то оно каких-либо запретов на выплату дополнительных компенсаций не устанавливает, а только определяет объем гарантий на период действия правоотношений, возникших с 26 августа 2008 года.
Согласно Федеральному закону от 24 ноября 2008 года N 210-ФЗ "О ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия" и пояснительной записке к нему заключенный между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия договор создает правовую основу для пребывания на территории Южной Осетии российских воинских формирований, присутствие которых необходимо для поддержания мира в регионе и обеспечения надежной безопасности Сторон. Аналогичный договор заключен между Российской Федерацией и Республикой Абхазия.
Таким образом, при определении размера суточных военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, направленным в служебные командировки на территории Республик Южная Осетия и Абхазия, в отношении которых продовольственное обеспечение осуществляется в форме организации питания по месту военной службы, следует руководствоваться положениями пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 года N 812 о выплате суточных в иностранной валюте в размере 30 процентов суточных, установленных этим Постановлением.
Из материалов дела не видно, обеспечивался ли Кудухов питанием по месту командировка в Республике Южная Осетия, в связи с чем это обстоятельство необходимо проверить.
При таких данных кассационное определение подлежит отмене в связи с существенным нарушением судом норм материального права, а дело - направлению на новое рассмотрение в окружной военный суд.
Руководствуясь статьями 386, 388 и пунктом 2 части 1 статьи 390 ГПК РФ, Военная коллегия определила:
кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда от 22 апреля 2009 года по заявлению Кудухова В.Ш. отменить, а дело направить на новое кассационное рассмотрение в Северо-Кавказский окружной военный суд.
Судья Верховного Суда РФ |
И.В. Крупнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение ВК Верховного Суда РФ от 1 декабря 2009 г. N 5Н-409/09
Текст определения официально опубликован не был