Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 30 июля 2007 г. N 44-О07-60
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Журавлева В.А.,
судей Червоткина А.С., Мезенцева А.К.
рассмотрела дело по кассационной жалобе осужденной Шиловской С.Н. на приговор Пермского краевого суда от 26 апреля 2007 года, которым
Шиловская С.Н., ...,
осуждена по ст. 105 ч. 2 п. "а" УК РФ на пятнадцать лет лишения свободы.
Постановлено взыскать с Шиловской С.Н. в пользу Г. ... рублей в счет возмещения затрат на погребение и ... рублей в счет компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Червоткина А.С., осужденную Шиловскую С.Н., подтвердившую доводы своей кассационной жалобы, прокурора Гулиева А.Г., просившего оставить приговор без изменения, судебная коллегия установила:
Шиловская С.Н. признана виновной в совершении убийства своего отца Ш. и его супруги Ш.
Преступление совершено в ночь на 3 февраля 2007 года ... при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В судебном заседании осуждённая Шиловская С.Н. виновной себя признала.
В кассационной жалобе осуждённая Шиловская С.Н. просит о пересмотре дела и снижении назначенного ей наказания, указывая на то, что приговор постановлен на противоречивых показаниях свидетелей и потерпевшей Ш., которые давали показания в ходе предварительного следствия под давлением. Потерпевшая Ш. ранее состояла на учете у психиатра, в отношении нее следовало провести психиатрическую экспертизу. Свидетели в суде допрошены не были, не было предъявлено и орудие преступления. При назначении наказания суд не учел ее явку с повинной, отсутствие у нее прежних судимостей. Подтверждает данные ею по делу первоначальные показания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает приговор законным, обоснованным и справедливым.
Виновность Шиловской С.Н. в совершении преступления, за которое она осуждена, подтверждена доказательствами, исследованными в судебном заседании.
В судебном заседании Шиловская С.Н. давать показания не пожелала. В ходе предварительного расследования она показала, что 3 февраля она со своим сожителем дома не ночевала. Днем от подруги своей дочери Я. узнала, что все трое ее детей находятся в приюте, куда их сдал ее отец. Она сказала своему сожителю, что убьет за это отца и мачеху. Вернувшись домой, она ногой выбила дверь в их комнату, стала избивать руками отца, а потом и мачеху. Отец нанес ей два удара гантелью по голове. Она вымыла голову от крови в ванной комнате, в своей комнате взяла нож и нанесла им удары отцу и мачехе. Все это видели ее сожитель и сестра О. со своим сожителем (т. 2 л.д. 81-95, 101-109).
Потерпевшая Ш. от дачи показаний в отношении сестры отказалась, подтвердила показания, данные в ходе предварительного следствия о том, что Шиловская С.Н. злоупотребляла спиртными напитками, детьми не занималась, в течение двух недель дома отсутствовала. Поэтому отец был вынужден обратиться с заявлением о помещении внуков в детское учреждение. Вернувшись домой, она ворвалась в комнату родителей, стала избивать их. Отец успел взять гантель, отмахивался ею, попал нападавшей по голове. Та убежала в ванную комнату, смывать кровь, кричала, что сейчас убьет отца и мачеху. Из ванной сестра пробежала в свою комнату, схватила кухонный нож, вернулась в комнату родителей, ножом нанесла отцу 3-4 удара в живот, один раз ударила ножом в живот мачехе (т. 2 л.д. 17-22, 62-70).
Свидетель А. в судебном заседании показал, что, когда Шиловская С.Н. стала избивать родителей, З., с которым та пришла, отозвал его на кухню, чтобы дать тем возможность самим разобраться в конфликте. Услышал крики сожительницы Ш. забежал в комнату, заметил на отце кровь, и, чтобы остановить кровотечение, закрыл ему рану футболкой. Посмотрел на Шиловскую С. и увидел, как та ударила мачеху ножом.
Из показаний, данных в ходе предварительного следствия свидетелем З., явствует, что в течение двух недель он проживал с Шиловской С.Н. в квартире Г. распивали спиртные напитки. 3 февраля 2007 года Шиловская С.Н. узнала, что отец отдал её детей в приют. Вместе направились в квартиру отца, где Шиловская С.Н. нанесла родителям побои, ругалась с ними. После разговора на кухне он зашел за А. в комнату родителей, увидел раненого отца. Потом Шиловская С.Н. сказала, что ударила ножом и мачеху (т. 2, л.д. 1-6, 7-11, 12-15).
Из протоколов допросов свидетеля Г. следует, что когда Шиловская С.Н. стала ругаться с родителями из-за детей, она вышла на лестничную площадку. Вскоре выбежала Ш. сказала, что Шиловская С.Н. зарезала отца и мачеху (т. 2, л.д. 23-26, 27-33).
Согласно протоколу осмотра места происшествия, в квартире обнаружены многочисленные пятна бурого цвета, похожие на кровь, изъяты два ножа, гантель (т. 1 л.д. 17-22, 43-57, 58-60).
Судебно-биологическая экспертиза выявила на одном ноже, гантели кровь, которая могла принадлежать убитым (т. 1 л.д. 66-72). Заключениями судебных медико-криминалистических экспертиз установлена возможность причинения потерпевшим ранений клинком этого ножа (т. 1, л.д. 113-121).
По заключениям судебно-медицинских экспертиз: смерть Ш. наступила в результате трех проникающих колото-резаных ранений груди и живота с повреждением внутренних органов, которые привели к обескровливанию организма. На нижнем веке левого глаза имелся кровоподтек (т. 2 л.д. 74-82, 128-129).
Смерть Ш. наступила от колото-резаного слепого проникающего ранения живота с повреждением внутренних органов, сопровождавшегося острой массивной кровопотерей, геморрагическим шоком. У нее также имелись ушибленная рана и ссадина волосистой части головы, кровоподтек в поясничной области (т. 2 л.д. 88-96).
Судебно-медицинское освидетельствование выявило у подсудимой Шиловской С.Н. ушибленную рану и ссадину волосистой части головы, кровоподтек в поясничной области (т. 2 л.д. 102).
В деле имеются справка инспектора ОДН о помещении 31 января 2007 года троих несовершеннолетних детей Шиловской С.Н. в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, поскольку те находились в социально-опасном положении (т. 2 л.д. 142).
Показания самой осужденной Шиловской С.Н., потерпевшей Ш. и свидетелей - очевидцев об обстоятельствах совершения преступления, вопреки содержащимся в кассационной жалобе утверждениям, идентичны, подтверждены протоколом осмотра места происшествия, заключениями экспертиз и другим доказательствам, изложенным в приговоре.
Свидетель А. был допрошен в судебном заседании.
Показания, данные в ходе предварительного следствия потерпевшей Ш., свидетелей З. и Г. были оглашены в судебном заседании в соответствии с законом, с согласия сторон. При этом каких-либо возражений и замечаний от осужденной и ее защитника не поступило.
При таких обстоятельствах ставить под сомнение показания потерпевшей Ш., которые она подтвердила в судебном заседании, нет никаких оснований.
Судом дана надлежащая оценка всей совокупности имеющихся доказательств, сделан обоснованный вывод о виновности Шиловской С.Н., и её действия квалифицированы правильно.
Как видно из материалов дела, они не содержат заявления Шиловской С.Н. о явке с повинной. Она была задержана в качестве подозреваемой в связи с тем, что очевидцы прямо указали на нее, как на лицо, совершившее преступление (т. 2, л.д. 98-99).
Наказание Шиловской С.Н. назначено в соответствии с законом, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного ею преступления, данных о ее личности и всех обстоятельств дела, в том числе, смягчающих наказание - признание вины, активное способствование раскрытию преступления, наличие малолетних детей. Поэтому оснований для снижения назначенного ей наказания не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Пермского краевого суда от 26 апреля 2007 года в отношении Шиловской С.Н. оставить без изменения, а её кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Журавлев В.А. |
Судьи |
Червоткин А.С. |
|
Мезенцев А.К. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 30 июля 2007 г. N 44-О07-60
Текст определения официально опубликован не был