Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 6 октября 2008 г. N 44-О08-65
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Свиридова Ю.А.,
судей Тонконоженко А.И. и Талдыкиной Т.Т.
рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу осужденного Никанорова П.Н. на приговор Пермского краевого суда от 1 июля 2008 года, которым
Никаноров П.Н., ...,
осужден по ст. 105 ч. 2 п. "ж" УК РФ к 5 годам лишению свободы с отбыванием наказания в воспитательной колонии.
По настоящему делу также осужден Блохин В.А., приговор в отношении которого не обжалован.
Заслушав доклад судьи Тонконоженко А.И., мнение прокурора Лущиковой B.C., полагавшей приговор оставить без изменения, судебная коллегия установила:
Никаноров признан виновным в умышленном причинении смерти П. группой лиц.
Преступление совершено в ночь с 19 на 20 января 2008 года в .... при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Никаноров просит разобраться в деле, ссылаясь на то, что он не причастен к преступлению, на предварительном следствии под давлением оперативников написал чистосердечное признание, просит учесть положительные данные его характеризующие и то, что с потерпевшим у него были дружеские отношения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит приговор законным и обоснованным.
Вина Никанорова в совершенном преступлении подтверждена не только уличающими показаниями самого осужденного, данными им на предварительном следствии, но и показаниями свидетелей, потерпевшей, протоколом осмотра места происшествия, заключениями экспертиз, другими исследованными в суде и приведенными в приговоре доказательствами, которым суд дал правильную оценку.
У суда не было оснований сомневаться в достоверности уличающих показаний осужденного Никанорова, данных им в ходе предварительного расследования, поскольку они согласуются со всей совокупностью исследованных в суде доказательств.
Как видно из материалов дела и правильно установлено судом, у Никанорова П.Н. не было оснований для самооговора. Его показания об обстоятельствах совершенного преступления не противоречат выводам эксперта, согласно которым возможность причинения ранений П. при обстоятельствах, указанных в протоколе допроса несовершеннолетнего подозреваемого Никанорова П.Н., не исключается.
Показания Никанорова П.Н. в части повреждения пальцев своей руки, при нанесении ножевых ранений потерпевшему, подтверждаются показаниями потерпевшей П. которая видела, что рука Никанорова П.Н. обмотана полотенцем, и полотенце это в крови.
Свидетель С., со слов П. знает, что Никаноров П.Н. также нанес потерпевшему два удара ножом.
Из заключения эксперта видно, что у Никанорова обнаружены две раны ладонной поверхности основных фаланг правой кисти, с повреждением сухожилий сгибателей ногтевой фаланги 5 пальца. Данные раны возникли от действия орудия с режущими свойствами, и могли образоваться 20.01. 2008 года от действия клинка ножа.
Из заключения судебно-медицинской экспертизы в отношении П. видно, что все обнаруженные повреждения, кроме раны N 11 на грудной клетке справа, прижизненные.
Сам осужденный подтверждал, что нанес лежащему на полу П. ножом два удара в область грудной клетки слева, при этом порезал руку во время удара.
Из показаний свидетеля С. следует, что П. рассказала ей, что убил потерпевшего Блохин В.А., а Никаноров П.Н. в состоянии "аффекта" нанес два удара ножом.
У суда не было оснований сомневаться в объективности показаний свидетеля С.
Из заключений эксперта следует, что на четырех ножах, изъятых с места происшествия, а также на одежде осужденных обнаружена кровь человека, происхождение которой от П. не исключается, а колото-резаное повреждение на макропрепарате кожных покровов с раной 10 П. могло быть причинено в результате воздействия клинка ножа N 1, колото-резаные повреждения на макропрепаратах кожных покровов с ранами 1-3, 6-9 - от трупа П. могло быть причинено в результате воздействия клинками ножей N 2-4. Возможность причинения ранений П. при обстоятельствах, указанных Никаноровым, не исключается.
При таких обстоятельствах суд правильно пришел к выводу о том, что каждый из осужденных непосредственно участвовал в процессе лишения жизни потерпевшего. Умысел на убийство установлен характером и локализацией повреждений в жизненно важные области. Оба осужденных в качестве орудия преступления использовали ножи.
Правовая оценка содеянного Никаноровым судом дана правильно.
При назначении наказания Никанорову судом в полной мере учтены, как общественная опасность содеянного, так и данные о личности осужденного, все смягчающие его наказание обстоятельства.
Назначенное наказание является справедливым и оснований для его снижения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Пермского краевого суда от 1 июля 2008 года в отношении Никанорова П.Н. оставить без изменения, его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Свиридов Ю.А. |
Судьи |
Тонконоженко А.И. |
|
Талдыкина Т.Т. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 6 октября 2008 г. N 44-О08-65
Текст определения официально опубликован не был