Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 24 февраля 2009 г. N 44-О09-5СП
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Свиридова Ю.А.,
судей Колесникова Н.А., Кузьмина Б.С.
рассмотрела в судебном заседании от 24 февраля 2009 года кассационное представление государственного обвинителя Гаврилиди Н.Г. на приговор суда с участием присяжных заседателей Пермского краевого суда от 25 ноября 2008 года, которым
Созонов М.А., ...,
признан невиновным и оправдан по предъявленному обвинению в совершении преступлений, предусмотренных п. "а" ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 167 УК РФ на основании п.п. 2, 4 ст. 302 УПК РФ.
Признано за Созоновым право на реабилитацию с разъяснением ему, что он вправе обратиться в Пермский краевой суд с требованием о возмещении вреда, связанного с уголовным преследованием.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Колесникова Н.А., выступление адвоката Каверзина М.Ю. в защиту Созонова М.А., мнение прокурора Гулиева А.Г., поддержавшего кассационное представление об отмене оправдательного приговора, судебная коллегия установила:
Органами предварительного следствия Созонов обвинялся в том, что он 31 января 2008 года в период с 00 часов до 5 часов в доме по адресу: ... после совместного распития спиртных напитков в ходе ссоры с К. и Ч. из-за личной неприязни нанёс К. по голове не менее 5 ударов твёрдыми тупыми предметами, 1 удар обухом топора и не менее 2-х ударов в область груди неустановленным предметом, обладающим колюще-режущими свойствами. После этого он нанёс Ч. не менее 2-х ударов в область шеи и не менее 4-х ударов в область груди неустановленным предметом, обладающим колюще-режущими свойствами и не менее 3-х ударов тупыми, твёрдыми предметами по голове и груди.
В результате своими действиями он причинил К. комбинированную травму в виде открытой черепно-мозговой травмы, сопровождающейся переломами костей свода и основания черепа, кровоизлияниями под оболочки и желудочки головного мозга, ушибом головного мозга тяжёлой степени, а также проникающих колото-резаных ранений передней поверхности груди с повреждением нижней доли правого лёгкого. Ч. он также причинил комбинированную травму в виде 3-х колото-резаных проникающих ранений груди с повреждением левого лёгкого, одного колото-резаного проникающего ранения груди, 2-х колото-резаных ран шеи с повреждением заглоточной области, тупой травмы груди, закрытых переломов четвёртого, пятого, шестого рёбер слева. От этих травм потерпевшие скончались на месте совершения преступления.
После этого он с целью уничтожения следов совершённого им преступления с помощью зажигалки поджог этот дом и, предполагая, что дом с находящимися в нём трупами К. и Ч. будет уничтожен огнём, с места совершения преступления скрылся. Огнём были уничтожены дом К. с надворными постройками на сумму ... рублей, а также находившиеся в доме принадлежащие К. и Ч. телевизор и холодильник на общую сумму ... рублей ... копеек.
Вердиктом коллегии присяжных заседателей от 21 ноября 2008 года Созонов М.А. признан непричастным к совершению этих преступлений.
В кассационном представлении государственный обвинитель Гаврилиди Н.Г. просит отменить приговор Пермского краевого суда с участием присяжных заседателей в отношении Созонова М.А., уголовное дело направить на новое рассмотрение в тот же суд, но в ином составе судей.
В кассационном представлении указывается, что приговор является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям. После вынесения вердикта и постановления приговора стороне обвинения стало известно, что присяжный заседатель П. скрыл от участников процесса информацию о том, что его брат - П. в 1998 году был судим по ст. 158 ч. 2 п.п. "а, в, г" УК РФ. Присяжный заседатель Б. скрыла тот факт, что её зять Д. (брак зарегистрирован в г. ... года) неоднократно привлекался к уголовной ответственности (1997 год, 1998 год по ст. 213 УК РФ). Присяжный заседатель К. скрыла информацию о том, что её сын К. ранее привлекался к уголовной ответственности (1994 год по ст. 206 ч. 2 УК РФ), присяжный заседатель Г. скрыла информацию о том, что её племянник Г. ранее неоднократно привлекался к уголовной ответственности, судим по ст. 161 ч. 2 п. "а" УК РФ, в данный момент находится под следствием по ст. 256 ч. 1 п.п. "а, в" УК РФ.
Сокрытие информации на стадии отбора коллегии присяжных заседателей негативным образом повлияло на формирование объективной и беспристрастной коллегии присяжных заседателей. Участники процесса были лишены возможности своевременно решить вопрос об отводе данных присяжных по мотивам их необъективности.
Кроме того, в ходе судебного следствия председательствующим в нарушение требований ч.ч. 7 и 8 ст. 335, п. 4 ч. 2 ст. 333 УПК РФ принято решение о предоставлении основной коллегии присяжных заседателей и 3-ём запасным присяжным самостоятельно исследовать заключения экспертов в совещательной комнате, вне судебного заседания. Присяжные заседатели имели возможность в течение длительного времени исследовать материалы дела, не относящиеся к фактическим обстоятельствам уголовного дела, доказанность которых устанавливается присяжными заседателями. Нарушено требование ч. 1 ст. 240 УПК РФ. Кроме того, в томе N 3 содержалось обвинительное заключение с данными о личности подсудимого, в том числе об отсутствии у него судимости, о проведении психиатрического освидетельствования. Указанные сведения могли вызвать предубеждение присяжных заседателей в отношении подсудимого о его невиновности. В томе N 3 содержалось постановление о возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия, в котором указывалось на недостатки предварительного следствия. Оно могло вызвать предубеждение, у присяжных заседателей относительно полноты и объективности расследования. В данном томе содержались протоколы допросов родителей подсудимого, свидетелей, которые в судебном заседании допрошены не были, показания их не оглашались.
Обсудив доводы кассационного представления, проверив материалы дела, судебная коллегия находит оправдательный приговор, постановленный с участием присяжных заседателей в отношении Созонова М.А., подлежащим отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей со стадии судебного разбирательства.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 22 ноября 2005 года "О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей" сокрытие кандидатами в присяжные заседатели, включёнными впоследствии в состав коллегии, информации, которая могла повлиять на принятие решения по делу и лишила стороны права на мотивированный или немотивированный отвод, является основанием для отмены приговора.
В соответствии со ст. 328 УПК РФ кандидат в присяжные заседатели обязан правдиво ответить на задаваемые вопросы, а также представить необходимую информацию о себе при отборе для участия в рассмотрении уголовного дела.
Как видно из протокола судебного заседания, присяжные заседатели П. и К. скрыли от участников процесса информацию о том, что их близкие родственники ранее привлекались к уголовной ответственности.
Сокрытие этой информации на стадии отбора коллеги и присяжных заседателей могло повлиять на формирование объективной и беспристрастной коллегии присяжных заседателей, лишило стороны права на мотивированный или немотивированный отвод.
Что касается сокрытия от участников процесса информации о привлечении к уголовной ответственности близких родственников присяжными заседателями Б. и Г. то оно не нашло подтверждения, поскольку зять Б. и племянница Г. близкими родственниками не являются, поэтому они о них не указывали.
В ходе судебного разбирательства председательствующим в нарушение требований ч.ч. 7 и 8 ст. 335, п. 4 ч. 2 ст. 333 УПК РФ принято решение о предоставлении основной коллегии присяжных заседателей и 3-ём запасным присяжным самостоятельно исследовать материалы (протокол осмотра места происшествия, заключения экспертиз), содержащиеся в 1-ом и 3-ем томах уголовного дела в совещательной комнате, вне судебного заседания, с объявлением для участников процесса перерыва.
Исходя из требований закона присяжные не вправе собирать доказательства вне судебного заседания. Все доказательства подлежат непосредственному исследованию в судебном разбирательстве. Приговор суда может быть основан лишь на тех доказательствах, которые исследованы в судебном заседании.
Исследование присяжными заседателями материалов, содержащихся в 2-х томах уголовного дела вне судебного заседания, является существенным нарушением уголовно-процессуального закона, которое могло повлиять на ответы на постановленные перед присяжными заседателями вопросы и в соответствии со ст. 385 ч. 2 УПК РФ является основанием для отмены оправдательного приговора.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
оправдательный приговор суда с участием присяжных заседателей Пермского краевого суда от 25 ноября 2008 года в отношении Созонова М.А. отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей со стадии судебного разбирательства.
Председательствующий |
Свиридов Ю.А. |
Судьи |
Колесников Н.А. |
|
Кузьмин Б.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 24 февраля 2009 г. N 44-О09-5СП
Текст определения официально опубликован не был