Постановление заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 16 марта 2009 г. N 45-АД09-4
Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации Серков П.П.,
рассмотрев жалобу Трушкова С.А. на постановление мирового судьи судебного участка N 1 Невьянского района Свердловской области от 29.01.2008 г. и решение судьи Невьянского городского суда Свердловской области от 10.04.2008 г., вынесенные в отношении Трушкова С.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Невьянского района Свердловской области от 29.01.2008 г., оставленным без изменения решением судьи Невьянского городского суда Свердловской области от 10.04.2008 г., Трушков С.А. признан виновным в том, что 19.01.2008 г. в 23 ч. 30 мин., управляя транспортным средством, не выполнил законное требование сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, то есть совершил административное правонарушение, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за что подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 1 год 6 месяцев.
Заместителем председателя Свердловского областного суда 21.07.2008 г. жалоба Трушкова С.А. на указанные судебные постановления оставлена без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Трушков С.А. просит об отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных постановлений, считая их незаконными.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, нахожу жалобу Трушкова С.А. подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Ограничения прав и свобод граждан допустимы только на основе федерального закона как это следует из ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. При этом не предусмотрено обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, приводить доводы об уважительности причин, по которым оно ходатайствует о рассмотрении дела по месту жительства.
Данную норму необходимо соотносить с ч. 5 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения ходатайства лица о рассмотрении дела по месту его жительства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Из системного толкования указанных выше норм следует, что разрешая ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, судья должен исходить из конкретных обстоятельств дела. Право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении на рассмотрение дела по месту его жительства может быть ограничено для достижения существенно значимых целей, в частности, при необходимости защиты публичных интересов или интересов других участников производства по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела усматривается, что 28.01.2008 г. Трушковым С.А. мировому судье судебного участка N 1 Невьянского района Свердловской области было заявлено ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту его жительства (л.д. 9).
Определением мирового судьи судебного участка N 1 Невьянского района Свердловской области от 29.01.2008 г. в удовлетворении указанного ходатайства было отказано (л.д. 10).
Отказывая в удовлетворении ходатайства, мировой судья в определении от 29.01.2008 г. сослался на то, что дело подлежит рассмотрению по месту совершения административного правонарушения в целях полного, всестороннего и своевременного выяснения обстоятельств (л.д. 10).
На основании каких данных был сделан вывод о том, что достижение полноты, всесторонности и своевременности выяснения обстоятельств по данному делу об административном правонарушении возможно только при рассмотрении дела по месту совершения административного правонарушения, в указанном определении мирового судьи не говориться.
Таким образом, мировым судьей не были приведены убедительные доводы по поводу ограничения права Трушкова С.А. на рассмотрение дела об административном правонарушении по месту жительства.
В своей жалобе Трушков С.А. не ставит вопрос об отмене определения мирового судьи судебного участка N 1 Невьянского района Свердловской области от 29.01.2008 г., вместе с тем, в соответствии с ч. 2 ст. 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению в порядке надзора жалобу, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
При таких обстоятельствах, определение мирового судьи судебного участка N 1 Невьянского района Свердловской области от 29.01.2008 г., постановление мирового судьи судебного участка N 1 Невьянского района Свердловской области от 29.01.2008 г. и решение судьи Невьянского городского суда Свердловской области от 10.04.2008 г., вынесенные в отношении Трушкова С.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
С учетом того, что срок давности привлечения Трушкова С.А. к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
жалобу Трушкова С.А. удовлетворить.
Определение мирового судьи судебного участка N 1 Невьянского района Свердловской области от 29.01.2008 г., постановление мирового судьи судебного участка N 1 Невьянского района Свердловской области от 29.01.2008 г. и решение судьи Невьянского городского суда Свердловской области от 10.04.2008 г., вынесенные в отношении Трушкова С.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель Председателя Верховного Суда РФ |
П.П. Серков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 16 марта 2009 г. N 45-АД09-4
Текст постановления официально опубликован не был