Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 12 ноября 2007 г. N 45-О07-98
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего - Пелевина Н.П.
судей - Ворожцова С.А. и Старкова А.В.
рассмотрела в судебном заседании от 12 ноября 2007 года кассационные жалобы осужденных Мелкозерова К.Г., Охлопкова Е.Н., Медведева А.В. на приговор Свердловского областного суда от 2 июля 2007 года, которым
Охлопков Е.Н., ...,
осужден по ч. 1 ст. 139 УК РФ - к шести месяцам исправительных работ с удержанием в доход государства ... % от всех видов заработной платы ежемесячно;
по п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ - к двенадцати годам лишения свободы;
по ч. 4 ст. 111 УК РФ (потерпевший П.) - к девяти годам лишения свободы;
по ч. 4 ст. 111 УК РФ (потерпевший К.) - к десяти годам лишения свободы.
На основании п. "в" ч. 1 ст. 71 УК РФ, в соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний назначено двадцать три года лишения свободы.
В соответствии с ч. 2 и с п. "в" ч. 1 ст. 58 УК РФ Охлопкову Е.Н. назначено отбывание лишения свободы в течение пяти лет в тюрьме, оставшегося срока наказания в исправительной колонии строгого режима.
Мелкозеров К.Г., ..., судимый:
1) 16 июля 2003 года по п.п. "а, б" ч. 2 ст. 158 УК РФ к 1 году лишения свободы;
2) 25 ноября 2003 года по ч. 3 ст. 158 УК РФ с применением ч. 5 ст. 69 УК РФ к 3 годам лишения свободы.
Постановлением судьи Верхотурского районного суда Свердловской области от 24 ноября 2004 года приговор изменен: наказание снижено до 2 лет 6 месяцев лишения свободы.
1 марта 2005 года освобожден условно-досрочно на 10 месяцев 29 дней.
осужден - по ч. 1 ст. 139 УК РФ - к семи месяцам исправительных работ с удержанием в доход государства ... % от всех видов заработной платы ежемесячно;
по п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ - к тринадцати годам лишения свободы;
по ч. 2 ст. 116 УК РФ - к одному году лишения свободы;
по ч. 4 ст. 111 УК РФ (потерпевший К.) - на десять лет лишения свободы.
На основании п. "в" ч. 1 ст. 71 УК РФ и в соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний назначено двадцать лет лишения свободы.
В соответствии с ч. 2 и с п. "в" ч. 1 ст. 58 УК РФ Мелкозерову К.Г. назначено отбывание лишения свободы в течение пяти лет в тюрьме, оставшегося срока наказания - в исправительной колонии строгого режима.
Медведев А.В., ...,
осужден - по ч. 1 ст. 139 УК РФ - к шести месяцам исправительных работ с удержанием в доход государства ... % от всех видов заработной платы ежемесячно;
по п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ - на двенадцать лет лишения свободы;
по ст. 119 УК РФ - к одному году лишения свободы;
по ч. 4 ст. 111 УК РФ (потерпевший К.) - к десяти годам лишения свободы.
На основании п. "в" ч. 1 ст. 71 УК РФ, в соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний назначено девятнадцать лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Охлопков Е.Н., Мелкозеров К.Г., Медведев А.В. признаны виновными и осуждены за то, что совершили незаконное проникновение в жилище (нарушение неприкосновенности жилища) и убийство Г.;
Они же осуждены за то, что умышленно причинили тяжкий вред здоровью, повлекший по неосторожности смерть К.
Мелкозеров осужден также за то, что из хулиганских побуждений совершил насильственные действия в отношении М.В.В.
Медведев - за то, что угрожал убийством С.
Охлопков, кроме того, осужден за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть П.
Преступления совершены в поселке ... и поселке ... при изложенных в приговоре обстоятельствах.
Заслушав доклад судьи Ворожцова С.А., объяснения осужденного Медведева А.В. в режиме видеоконференцсвязи, поддержавшего доводы кассационных жалоб, мнение прокурора Полеводова С.А., полагавшего оставить приговор без изменения, судебная коллегия установила:
в кассационной жалобе осужденный Мелкозеров просит приговор отменить, считая его незаконным и необоснованным, и указывает, что в совершении преступления в отношении К. не участвовал, в ходе следствия давал ложные показания не только против себя, но и против Медведева и Охлопкова, так как перед задержанием со всеми другими осужденными по этому делу была такая договоренность. Осужденный не отрицает совершение им преступлений, предусмотренных ст. 116 и ч. 1 ст. 139 УК РФ, а также указывает, что убийство Г. он совершил один. Медведев и Охлопков в его совершении не участвовали.
В кассационной жалобе осужденный Охлопков Е.Н. считает приговор незаконным и не обоснованным, просит отменить его и направить дело на новое расследование. Обосновывая просьбу об этом, Охлопков в жалобе указывает, что убийство Г. не совершал.
Показания Мелкозерова на предварительном следствии не соответствуют действительности. К нему (Охлопкову) на предварительном следствии применялись незаконные методы, физическое насилие, поэтому он вынужден был дать признательные показания.
Считая назначенное наказание слишком суровым, Охлопков указывает на наличие у него двух малолетних детей и положительные характеристики.
Осужденный Медведев в кассационной жалобе и дополнениях к ней просит приговор отменить и дело направить на новое судебное рассмотрение. По делу не установлено ни одного доказательства, подтверждающего его вину. Мелкозеров и Охлопков на предварительном следствии оговаривали его. Суд их заявления об этом проигнорировал. Потерпевшая К. его также оговорила. Судом не установлен мотив преступления. Какого-либо конфликта с К. и Г. у него не было. Адвокат в судебном заседании был назначен ему без его согласия и защищал его не профессионально.
В возражениях на кассационные жалобы осужденных государственный обвинитель Фарберов К.В. просит приговор в отношении всех осужденных оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия находит выводы суда о виновности всех троих осужденных правильными, основанными на исследованных в судебном заседании и приведенных в приговоре доказательствах.
Виновность всех осужденных в нарушении неприкосновенности жилища и в убийстве Г. подтверждена показаниями осужденных на предварительном следствии, исследованных в суде.
Так, Охлопков в чистосердечном признании и при допросе в качестве подозреваемого, указывал, что он, Мелкозеров и Медведев проникли в частный дом в поселке ..., где совершили убийство незнакомого мужчины. Он ножом ударил мужчине в горло. Мелкозеров ударил этим ножом мужчине в ноги. Медведев ударил этим ножом мужчине в сердце.
Не имелось у суда оснований не доверять и показаниями Мелкозерова на предварительном следствии.
Так, в явке с повинной Мелкозеров пояснял, что в поселке ... он, Охлопков и Медведев выбили окно и залезли в дом, где убили мужчину.
При допросе в качестве подозреваемого он в присутствии адвоката повторил эти показания, добавив, что когда он, Охлопков, Медведев шли в сторону железной дороги, Охлопков предложил зайти в частный дом. Они согласились и постучали в дверь. Им ни кто не открывал. Тогда он подошел к окну и ногой ударил по раме. Охлопков тоже ударил по раме ногой. Он через окно проник в дом, где увидел ранее незнакомого Г., который держал в руке нож. За ним в дом через окно залез Охлопков и стал забирать у Г. нож. Он в это время открыл дверь Медведеву.
Когда он и Медведев зашли в комнату, то нож был в руках Охлопкова. Он забрал у Охлопкова нож и ударил им Г. в область бедра, правого или левого. От удара Г. упал на кровать. Охлопков забрал у него нож и нанес им Г. один удар в область сердца. Г. захрипел и застонал. Охлопков наставил клинок ножа в район шеи Г. и ударил правой рукой по рукоятке ножа. Лезвие ножа от удара вошло в шею потерпевшего. После этого Г. не хрипел и не стонал. Затем они ушли из дома.
В ходе проведения очной ставки с Охлопковым 29 сентября 2006 года в присутствии адвоката Мелкозеров подтвердил показания Охлопкова в полном объеме.
Оценивая изложенные выше показания Охлопкова и Мелкозерова, суд пришел к обоснованному выводу о том, что они в ходе предварительного расследования в этих показаниях последовательно, правдиво излагали обстоятельства совершенных ими и Медведевым преступлений, указывали на такие детали преступления, которые могло знать только лицо, совершившее данные преступления, достаточно полно описывали как свои действия, так и действия других лиц. Допросы в качестве подозреваемого были проведены в присутствии адвокатов, замечаний, ни от них самих, ни от их адвокатов не поступило.
Данные показания полностью согласуются с другими доказательствами по делу, в том числе с показаниями свидетелей М., З., М., Л., изложенных в приговоре. Оснований не доверять показаниям указанных свидетелей у суда также не имелось.
Выводы экспертов, данные протокола осмотра места происшествия, трупа также полностью соответствуют вышеприведенным показаниям осужденных в части нанесения телесных повреждений потерпевшему, позе, расположению трупа и месту убийства.
Таким образом, доводы жалобы Мелкозерова о том, что убийство Г. он совершил один и доводы жалоб остальных осужденных о том, что они не участвовали в совершении преступлений в отношении Г., судебная коллегия признает не состоятельными.
Приведенными в приговоре доказательствами подтверждено и незаконное проникновение в жилище всеми осужденными.
Факт причинения насильственных действий Мелкозеровым М. подтвержден показаниями потерпевших С., М., свидетелей В., С. и осужденным не оспаривается.
Совершение Медведевым угрозы убийством С. подтверждено показаниями последней о том, что, услышав крики В.: "Уберите нож!", Она побежала на крик. Увидела, что Мелкозеров кидался драться на М. Мелкозеров бросил полено в М. Она закричала, чтобы они прекратили.
Мелкозеров сказал Медведеву, находившемуся здесь же, чтобы тот бежал за ней, так как она сказала, что вызовет милицию. Медведев побежал за ней, в руках у него она увидела нож, сильно испугалась, убежала к себе домой. Обернувшись, увидела, что Медведев идет обратно. Нож, в руке Медведева, она хорошо видела. Она реально воспринимала угрозу своей жизни, сильно испугалась, до сих пор не может прийти в себя, боится ходить по улицам.
В ходе предварительного следствия С. твердо опознала, из предъявленных ей для опознания лиц, Медведева А.В., как лицо, бежавшее за ней и угрожавшее ей ножом.
Оснований не доверять показаниям потерпевшей у суда не имелось.
Факт причинения тяжкого вреда здоровья П. Охлопковым подтвержден показаниями самого осужденного о том, что во время ссоры он наносил удары руками и ногами П., заключением судебно-медицинского эксперта о причинах смерти потерпевшего в результате получения единой механической травмы головы, образовавшейся от не менее 5 ударных воздействий, протокола осмотра места происшествия.
Суд правильно установил, что Охлопков умышленно причинил тяжкий вред здоровью П., повлекший по неосторожности смерть последнего.
О том, что все трое осужденных причинили тяжкий вред здоровья, повлекший по неосторожности смерть К., подтверждено в судебном заседании показаниями Охлопкова и Мелкозерова на предварительном следствии о том, что во время ссоры с К. они все втроем (в том числе и Медведев) избивали потерпевшего. Наносили удары кулаками и ногами по голове потерпевшего.
Суд обоснованно признал данные показания достоверными, полностью согласующимися с другими доказательствами - заключением судебно-медицинского эксперта, данными протокола осмотра места происшествия, потерпевшей К., свидетелей К., З., М. и З. - на предварительном следствии.
Показаниям всех перечисленных выше лиц суд в приговоре дал надлежащую оценку.
В связи с этим, доводы жалобы Медведева о том, что Мелкозеров и Охлопков на предварительном следствии оговаривали его, судебная коллегия признает не обоснованными.
Действия осужденных по всем преступным эпизодам в суде получили правильную юридическую оценку. Мотив преступных действий каждого установлен правильно.
Нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора по делу не допущено. Все представленные доказательства судом были исследованы. Ходатайство Медведева о вызове в судебное заседание свидетеля А. не могло быть удовлетворено, поскольку Медведев не сообщил адрес данного свидетеля. Медведеву разъяснялось, что в случае устранения указанных препятствий для допроса А., он мог повторно заявить подобное ходатайство.
Однако как видно из протокола судебного заседания с подобным ходатайством Медведев больше не обращался. Медведев не возражал, чтобы его интересы в суде защищала адвокат Вакуева. Как видно из протокола судебного заседания, последняя осуществляла свои обязанности в соответствии с требованиями УПК РФ.
Доводы жалобы осужденного Охлопкова об оказании на него давления и незаконных методов в ходе предварительного следствия и его оговоре себя и других проверялись судом первой инстанции и своего подтверждения не нашли.
При назначении наказания все осужденным суд учел характер и степень общественной опасности совершенных ими преступлений, данные о личности каждого, все смягчающие их наказание обстоятельства.
Оснований для признания назначенного наказания каждому из осужденных несправедливым, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 377, п. 1 ч. 1 ст. 378 и ст. 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Свердловского областного суда от 2 июля 2007 года в отношении Охлопкова Е.Н., Мелкозерова К.Г., Медведева А.В. оставить без изменения, а кассационные жалобы всех осужденных - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пелевин Н.П. |
Судьи |
Ворожцов С.А. |
|
Старков А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 12 ноября 2007 г. N 45-О07-98
Текст определения официально опубликован не был