Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 13 февраля 2006 г. N 46-О05-82
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Журавлева В.А.,
судей - Колесникова Н.А., Бондаренко О.М.
рассмотрела в судебном заседании от 13 февраля 2006 года дело по кассационным представлению государственного обвинителя Кудиновой У.С., жалобам осужденного Лосева А.Л., адвоката Богоявленского А.А. на приговор Самарского областного суда от 4 октября 2005 года, по которому
Лосев А.Л.,
осужден:
по ст.ст. 33 ч. 5, 105 ч. 2 п.п. "ж", "з" УК РФ на 10 лет лишения свободы,
по ст.ст. 33 ч. 5, 159 ч. 3 УК РФ на 3 года лишения свободы.
На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений назначено 12 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Журавлева В.А., выступление прокурора Кравца Ю.Н., поддержавшего представление и полагавшего жалобы оставить без удовлетворения, судебная коллегия установила:
Лосев признан виновным в пособничестве в мошенничестве, то есть в хищении чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием, группой лиц по предварительному сговору, с причинением значительного ущерба гражданину, в крупном размере, а также в пособничестве в убийстве Р., группой лиц по предварительному сговору, из корыстных побуждений.
Преступления им совершены в октябре 2001 года ... при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационном представлении государственный обвинитель Кудинова У.С. просит приговор изменить, исключить квалифицирующий признак мошенничества, причинение значительного ущерба и ссылку на совершение этого преступления путем злоупотребления доверием, в остальном приговор оставить без изменения.
Осужденный Лосев в кассационной жалобе указывает, что он не знал о желании других лиц совершить убийство Р. заранее не обещал укрывать труп, корысти не имел, но п. "ж" ч. 2 ст. 105 и ст. 33 ч. 5 УК РФ его действия квалифицированы неправильно, в совершении мошенничества он соучастия не принимал, а являлся лишь водителем автомашины, просит приговор отменить и дело направить на новое судебное рассмотрение.
Адвокат Богоявленский А.А. в кассационной жалобе в защиту осужденного указывает, что по делу допущены нарушения уголовно-процессуального закона, в частности нарушено право Лосева на защиту, которую на предварительном следствии осуществлял адвокат Дуденков С.В., ранее защищавший осужденного Б., интересы которых противоречивы. Показания И., Б., Р., допрошенных в судебном заседании в качестве свидетелей являются недопустимыми доказательствами, так как фактически они свидетелями не являются, к мошенничеству Лосев не причастен и его вина в этом не доказана, просит приговор отменить и дело производством прекратить за недоказанностью вины осужденного.
В возражениях на кассационные жалобы осужденного и адвоката государственный обвинитель Кудинова У.С. указывает, что доводы жалоб не состоятельны, и просит жалобы оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, а также кассационных жалоб и возражений на них, судебная коллегия находит приговор подлежащим изменению.
Виновность Лосева в совершенных преступлениях, кроме частичного признания вины осужденным доказана показаниями свидетелей В., В., В.. Р.. Х., И., Г., Т., Н., У., протоколами опознания, выемки доверенностей, осмотра реестра, справкой о стоимости квартиры, приговором Самарского областного суда от 1 июня 20904 года, заключениями судебно-медицинской, криминалистической, почерковедческой экспертиз исследованными в судебном заседании и подробно изложенными в приговоре.
Доводы, изложенные в жалобах о том, что Лосев соучастником убийства Р. не являлся, несостоятельны. Сам осужденный Лосев в судебном заседании фактически не отрицал своей вины в совершении этого преступления.
На основании показаний Р., Б., И. на предварительном следствии и в судебном заседании, а также приговора Самарского областного суда, вступившего в законную силу, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Лосев способствовал убийству потерпевшего, будучи осведомлен об умысле участников группы на убийство, вывез их и Р. к месту совершения преступления, при этом заехал за лопатой, чтобы скрыть следы преступления и закопать труп, что и сделал после совершения убийства группой лиц по предварительному сговору, с целью завладения квартирой потерпевшего.
Признавать показания Р., И., Б. недопустимыми доказательствами, согласно уголовно-процессуального закона, нет оснований.
Суд дал правильную оценку всем исследованным доказательствам и пришел к обоснованному выводу о виновности Лосева в совершении преступления, предусмотренного ст.ст. 33 ч. 5, 105 ч. 2 п.п. "ж", "з" УК РФ. Действия его квалифицированы правильно, в том числе и по п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ, поскольку убийство совершено группой лиц по предварительному сговору, что установлено предыдущим приговором Самарского областного суда.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами жалоб о том, что Лосев не способствовал совершению мошенничества в отношении потерпевшего Ц.
Из показаний свидетеля X. следует, что Лосев знал о совершении мошенничества в отношении квартиры Ц., участвовал в подготовке фальшивого паспорта на имя Ц., всегда возил И. на автомашине во время оформления фальшивых документов на квартиру Ц. именно он, согласно показаний И. познакомил ее с Х. и обращался к ней с просьбой сообщить в милицию о том, что в квартире Ц. находится подброшенное ему оружие.
Оценив все исследованные доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о виновности Лосева в пособничестве, в мошенничестве, то есть в хищении чужого имущества путем обмана, группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере. Действия осужденного по ст.ст. 33 ч. 5, 159 ч. 3 УК РФ квалифицированы правильно.
Что касается квалифицирующего признака совершения мошенничества с причинением значительного ущерба гражданину и указания о совершении мошенничества путем злоупотребления доверием, то они подлежат исключению из настоящего приговора, поскольку согласно приговору Самарского областного суда от 1 июня 2004 года, непосредственные исполнители мошенничества, которым способствовал Лосев, осуждены без указания их признаков.
Доводы жалобы о нарушении права осужденного Лосева на защиту нельзя признать обоснованными, поскольку после установления обстоятельств препятствующих участию в деле адвоката Дуденкова С.В. Лосеву был предоставлен другой адвокат.
При назначении наказания Лосеву суд учел общественную опасность совершенных преступлений, данные о личности виновного, смягчающие обстоятельства и наказание ему назначил в соответствии с законом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Самарского областного суда от 4 октября 2005 года в отношении Лосева А.Л. изменить, исключить квалифицирующий признак мошенничества "с причинением значительного ущерба гражданину, а также указание о его совершении путем злоупотребления доверием.
В остальном приговор оставить без изменения, кассационные жалобы осужденного Лосева А.Л. и адвоката Богоявленского А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Журавлев В.А. |
Судьи |
Колесников Н.А. |
|
Бондаренко О.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 13 февраля 2006 г. N 46-О05-82
Текст определения официально опубликован не был