Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 17 августа 2006 г. N 46-О06-64
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Свиридова Ю.А.,
судей Червоткина А.С., Бондаренко О.М.
рассмотрела кассационную жалобу осужденного Косилова В.И. на приговор Самарского областного суда от 03 мая 2006 года, которым
Косилов В.И., ..., судимый
09.03.2000 г. по ст.ст. 127 ч. 2 п.п. "а, б, г, д, ж", 117 ч. 2 п.п. "а, г, д, е", 119, 132 ч. 2 п.п. "в, д" УК РФ к 6 годам лишения свободы, освобожден 22.03.2003 г. условно-досрочно на 2 года 11 месяцев 6 дней, -
осуждён по ст. 105 ч. 2 п. "д" УК РФ на двенадцать лет лишения свободы.
На основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров Косилову В.И. назначено тринадцать лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Червоткина А.С., мнение прокурора Кравца Ю.Н. об оставлении приговора без изменения, судебная коллегия установила:
Косилов В.И. признан виновным в совершении убийства Т. с особой жестокостью.
Преступление совершено в ночь на 12 ноября 2005 года ... при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В судебном заседании осуждённый Косилов В.И. виновным себя не признал.
В кассационной жалобе осужденный Косилов В.И. просит приговор отменить с прекращением дела за непричастностью его к совершению преступления. Указывает на то, что приговор постановлен на противоречивых показаниях свидетеля М., доверять которым нельзя, так как она ранее лечилась в наркологическом диспансере. Потерпевшая могла получить обнаруженные у нее телесные повреждения при падении со второго этажа по крутой лестнице. Дактилоскопическая экспертиза по делу не проводилась, на нем, его одежде и изъятых орудиях преступления крови не было обнаружено.
В возражениях на кассационную жалобу государственный обвинитель Холиазарова Т.Н. просит оставить приговор без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения не находит.
Виновность Косилова В.И. в совершении преступления, установленного приговором, подтверждена доказательствами, исследованными в судебном заседании.
Косилов В.И. не отрицал, что в ночь на 12 ноября 2005 года в доме находились только он, его сожительница Т. и М. Он и потерпевшая находились в состоянии алкогольного опьянения, ссорились. Утром он обнаружил Т. мертвой.
Из показаний свидетеля М. следует, что 11 ноября 2005 года Косилов и И. вернулись домой вечером в нетрезвом виде. На лице и голове у И. были телесные повреждения, которые, со слов И. ей причинил Косилов. Дома между Косиловым и Т. вновь произошла ссора. Примерно около 12 часов Косилов и Т. поднялись на второй этаж. Косилов взял с собой лом-гвоздодер. Она слышала, как Косилов наносит удары потерпевшей, та кричит и просит его прекратить избиение. Косилов спустился на первый этаж и потребовал, чтобы она помогла И. спуститься вниз. И. лежала на полу, на голове, руках и ногах у нее были повреждения и кровь, сказала ей, что Косилов бил ее металлическим прутом. Она стала помогать И. спуститься. Когда они были между первым и вторым этажами, Косилов подбежал и швырнул И. вниз по ступенькам. После этого Косилов вновь стал избивать Т., наносил удары металлической трубой серебристого цвета, нанес 4 удара: два по теменной части головы, и два - по рукам и ногам, труба погнулась. Затем Косилов взял лом-гвоздодер и избивал этим ломом И. в течение 30 минут, нанес не менее 15 ударов по голове и по телу. Потом она подняла И. на второй этаж и положила ее на матрац у дивана. Примерно через 5 минут та закричала, что хочет пить. Косилов, взял со стола кухонный нож, сказал: "Пойду ее убью" и поднялся наверх. Она слышала звуки ударов и просьбы И. не бить ее. Через некоторое время он спустился вниз и лег спать. Примерно в 05.30 минут она видела, что И. лежит на полу и хрипит. Утром Косилов поднялся на второй этаж и сказал, что И. мертва, надо вызвать милицию.
Показания свидетеля М. подтверждены показаниями свидетелей Ч. и Ч. о том, что 12 ноября 2005 г. Косилов В.И. сообщил им, что Т. умерла, кто-то ее избил. Т. находилась на втором этаже на полу мертвая, со следами избиения, рядом была лужа крови.
Согласно протоколу осмотра места происшествия, что труп Т. был обнаружен на полу второго этажа дачного дома Косилова В.И., с места происшествия изъяты два хозяйственных ножа, металлическая труба и лом-гвоздодер (т. 1 л.д. 6-17, 23-28).
Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы (т. 1 л.д. 150-156) смерть Т. наступила от размозжения коры височной, теменной и затылочной долей левого и височной и теменной долей правого полушарий головного мозга, осложнившегося формированием внутричерепной гематомы и кровоизлияний в боковые желудочки головного мозга, а так же отеком и набуханием головного мозга с вклинением его в затылочное отверстие черепа.
Кроме того, на теле потерпевшей были обнаружены множественные ссадины, кровоподтеки и раны, в том числе, открытый перелом основной фаланги 3-го пальца правой кисти, множественные переломы ребер, которые образовались от неоднократного воздействия твердых тупых предметов. Раны в поясничной области образовалась от воздействия плоского колюще-режущего предмета.
Кровоподтеки и ссадины относятся к повреждениям, не сопровождающимся вредом здоровью, раны относятся к повреждениям сопровождающимся легким вредом здоровью, переломы ребер и перелом фаланги пальца относятся к повреждениям, сопровождающимся вредом здоровью средней тяжести. Комплекс этих повреждений не характерен для образования в условиях падения с высоты собственного роста. Повреждения (ссадины, кровоподтеки рана и перелом фаланги пальца) в области верхних конечностей могут свидетельствовать о самообороне.
Из заключения медико-криминалистической экспертизы следует, что обнаруженные на теле потерпевшей повреждения могли образоваться от трубы и лома, изъятых с места происшествия.
Из заключения судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств (т. 1 л.д. 174-181) следует, что на одежде Т. на куртке Косилова В.И. и на покрывале с места происшествия обнаружена кровь, происхождение которой не исключается от Т. и исключается от Косилова И.М.
Согласно заключению судебной медико-криминалистической экспертизы (т. 1 л.д. 186-194) повреждения на одежде и соответствующая им рана на препарате кожи поясничной области от трупа гр. Т. могли быть причинены клинками кухонных ножей, изъятых с места происшествия.
Указанными доказательствами опровергаются доводы осужденного Косилова В.И. о том, что он не совершал убийство потерпевшей, а М. оговорила его.
Показания свидетеля М. последовательны на всем протяжении производства по делу, подтверждены другими доказательствами. Поэтому считать их оговором осужденного или не доверять им по другим причинам нет никаких оснований.
Судом дана надлежащая оценка всей совокупности имеющихся по делу доказательств, сделан обоснованный вывод о виновности Косилова В.И., и его действия квалифицированы правильно.
Наказание Косилову В.И. назначено в соответствии с законом, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, данных о его личности, всех обстоятельств дела, и оснований для его снижения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Самарского областного суда от 03 мая 2006 года в отношении Косилова В.И. оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Свиридов Ю.А. |
Судьи |
Червоткин А.С. |
|
Бондаренко О.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 17 августа 2006 г. N 46-О06-64
Текст определения официально опубликован не был