Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 27 октября 2009 г. N 46-О09-85
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Свиридова Ю.А.,
судей Коваля B.C. Семенова Н.В.,
при секретаре Прохоровой Е.А.
рассмотрела в судебном заседании кассационные жалобы осужденного Шатохина А.А., адвокатов Миндзара Ф.В., Тарасенко В.Г., потерпевшей К. на приговор Самарского областного суда от 27 июля 2009 года, по которому
Назаров В.А., ...,
осужден по ст. 105 ч. 2 п.п. "в, ж" УК РФ на восемнадцать лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Шатохин А.А., ...,
осужден по ст. 105 ч. 2 п.п. "в, ж" УК РФ на семнадцать лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Постановлено взыскать с Назарова В.А. и Шатохина А.А. в пользу К. компенсацию морального вреда в размере ... рублей с каждого.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Коваля B.C., объяснение адвоката Тарасенко В.Г., поддержавшего доводы кассационной жалобы, мнение прокурора Шиховой Н.В. об оставлении приговора без изменения, судебная коллегия установила:
Назаров В.А. и Шатохин А.А. осуждены за совершение по предварительному сговору убийства заведомо находящегося в беспомощном состоянии малолетнего Н. года рождения.
Преступление ими совершено 20 января 2009 года, примерно с 14 часов 30 минут до 15 часов 30 минут в квартире Назарова В.А., расположенной по адресу: ... при следующих обстоятельствах.
20.01.09 г. примерно в 10 час. 30 мин. Шатохин А.А. по поручению своей бабушки К. пришел в вышеуказанную квартиру своего знакомого Назарова В.А., для того, чтобы забрать малолетнего сына Назарова В.А. - Н. года рождения, и отвести его к К. для дальнейшего присмотра за ним. Придя в квартиру Назарова В.А., Шатохин А.А. вместе с Назаровым В.А. стали распивать спиртные напитки.
В период с 14 час. 30 мин. до 15 час. 30 мин. 20.01.09 г., Назаров В.А. и Шатохин А.А. в ходе распития спиртных напитков стали высказывать оскорбительные выражения в адрес бывшей жены Назарова В.А. - Н. являющейся матерью малолетнего Н., так как она в период нахождения в браке с Назаровым В.А. неоднократно изменяла последнему. На этой почве в указанный период времени у Назарова В.А. возник умысел, направленный на совершение убийства малолетнего Н.
Реализуя свой преступный умысел, Назаров В.А. предложил Шатохину А.А. оказать помощь в убийстве малолетнего Н., используя беспомощное состояние Н. в силу его малолетнего возраста, посредством утопления последнего в воде и последующего нанесения множественных ударов руками, ногами и посторонними предметами по голове и туловищу. На данное предложение Назарова В.А. Шатохин А.А. ответил согласием, вступив тем самым с Назаровым В.А. в преступный сговор.
Реализуя совместный преступный умысел, Назаров В.А. пошел в ванную комнату и стал наполнять ванную водой, после чего вернулся на кухню, где находились Шатохин А.А. и Н. Затем Шатохин А.А. взял малолетнего Н. на руки и под предлогом купания занес Н. в ванную комнату и в одежде поставил его в ванную, наполненную водой. После этого в ванную комнату зашел Назаров В.А. В этот момент Шатохин А.А., реализуя совместный с Назаровым В.А. преступный умысел, поднял Н. на руки над ванной параллельно воде, а Назаров В.А., поместил голову Н. под воду, дожидаясь наступления смерти последнего путем его утопления. Через некоторое время Шатохин А.А., видя, что Н. находится без движения, поднял последнего из воды. В этот момент Назаров В.А., выйдя из ванной, взял в руки заранее приготовленную деревянную палку и, вернувшись в ванную комнату, попросил Шатохина А.А., который продолжал держать на руках Н. перевернуть последнего горизонтально лицом вверх. Шатохин А.А., действуя совместно и согласованно с Назаровым В.А., выполнил просьбу последнего, после чего Назаров В.А., продолжая реализовывать совместный с Шатохиным А.А. преступный умысел, направленный на совершение убийства Н. нанес последнему множественные (не менее трех) беспорядочные удары указанной палкой по голове.
После этого Назаров В.А. и Шатохин А.А., который продолжал держать Н. на руках, вышли из квартиры Назарова В.А. в подъезд и стали спускаться по лестнице на улицу, при этом Назаров В.А. по пути следования на улицу наносил имеющейся у него в руках палкой множественные удары Н. по голове и туловищу. После этого Шатохин А.А., взяв у Назарова В.А. палку, вышел на улицу, при этом малолетней Н. продолжал оставаться у него на руках. Назаров В.А. в этот момент находился около выхода из подъезда и держал открытой входную дверь для того, чтобы Шатохин А.А. после наступления смерти Н. мог беспрепятственно пройти обратно в подъезд. Шатохин А.А., выйдя из подъезда, продолжая реализовывать совместный с Назаровым В.А. преступный умысел, направленный на убийство Н. бросил его на пол около подъезда и стал наносить последнему множественные удары палкой и ногами по голове и туловищу. После этого Шатохин А.А., взял Н. за ноги, поднял его над головой и, размотав его вокруг себя, с силой опустил на пол, тем самым ударив Н. головой об пол.
Своими преступными действиями Шатохин А.А. и Назаров В.А. причинили Н. телесные повреждения:
- черепно-мозговую травму: одна рана на голове, одиннадцать кровоподтеков на голове, пятнадцать ссадин на голове, тотальные кровоизлияния в мягкие ткани головы во всех отделах, закрытый оскольчатый вдавленный перелом правой височной кости с переходом на основание черепа, одно очаговое кровоизлияние под мягкие мозговые оболочки на границе правых теменной, височной и лобной долей, одно очаговое кровоизлияние под мягкие мозговые оболочки в левой теменной доле, одно очаговое кровоизлияние под мягкие мозговые оболочки в правой теменной доле, очаговое кровоизлияние под оболочки левого полушария мозжечка;
- кровоподтеки: на туловище (13), на конечностях (22);
- ссадины: на туловище (6), на конечностях (2);
- царапины: на туловище (9), на конечности (1);
- множественные ссадины и внутрикожные кровоизлияния на шее.
Причиненное Н. повреждение в виде закрытой черепно-мозговой травмы, осложнившейся развитием угрожающего жизни состояния
- отека, сдавления головного мозга, вклинения стволовых структур мозга в большое затылочное отверстие, явилось опасным для жизни и причинило тяжкий вред здоровью. Данное повреждение состоит в прямой причинной связи со смертью.
В суде Шатохин вину признал, Назаров - не признал.
В кассационной жалобе потерпевшая К. считает назначенное осужденным наказание несправедливым вследствие его мягкости, считает, что они заслуживают пожизненного лишения свободы.
В кассационных жалобах:
- осужденный Шатохин А.А. в основной жалобе просит разобраться в деле, снизить наказание, указывая, что помог Назарову в убийстве ребенка в связи с угрозами со стороны Назарова. Отмечает, что в его показаниях отсутствует упоминание об угрозе со стороны Назарова из-за оказанного на него незаконного воздействия со стороны сотрудников милиции. В дополнительной жалобе осужденный указывает, что помог Назарову в утоплении ребенка, но не наносил ему телесных повреждений. Считает, что потерпевшая могла подкупить свидетелей;
- адвокат Миндзар Ф.В. в защиту интересов осужденного Шатохина также просит о снижении ему наказания по правилам ст. 62 УК РФ, ссылаясь на его активное способствование раскрытию преступления;
- адвокат Тарасенко В.Г. в защиту интересов осужденного Назарова просит приговор отменить, дело прекратить за непричастностью осужденного к убийству сына, считая, что приговор основан на противоречивых показаниях Шатохина, а других доказательств причастности Назарова к совершению преступления не имеется.
В возражениях государственный обвинитель Ганина Т.Н. просит приговор оставить без изменения.
Изучив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений на них, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения приговора.
Вина осужденных в убийстве малолетнего Н. при обстоятельствах, как они установлены судом подтверждается совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании и подробно изложенных в приговоре.
Так об обстоятельствах совершения преступления по предварительному сговору с Назаровым, Шатохин дал подробные показания в ходе предварительного следствия, подтвердил он их и в судебном заседании. Оснований считать, что он оговорил себя и Назарова не имеется.
Шатохин был неоднократно допрошен с соблюдением норм уголовно-процессуального закона, с участием адвоката.
Об обстоятельствах избиения Шатохиным ребенка на улице дали показания свидетели-очевидцы Т., М., З., М.
Судом также исследованы доказательства, подтверждающие его показания.
В частности протоколы осмотра мест происшествия подтверждают наличие крови в тех местах квартиры, подъезда и улицы, где происходило избиение малолетнего потерпевшего.
По заключению судебно-медицинской экспертизы при исследовании трупа потерпевшего обнаружены признаки механической асфиксии. Допрошенный в судебном заседании судебно-медицинский эксперт пояснил, что в данном случае механическая асфиксия могла наступить как от воздействия тупых твердых предметов, так и при утоплении, но смерть его наступила от прижизненных повреждений, составляющих черепно-мозговую травму.
Таким образом, такой вывод эксперта соответствует показаниям Шатохина о том, что после утопления ребенок находился без движения.
Как следует из протокола задержания Назарова, он выразил свое согласие с задержанием по той причине, что убил своего сына путем нанесения ему телесных повреждений руками, ногами, палкой и полным погружением его тела в воду.
Доводы кассационной жалобы адвоката Тарасенко В.Г. о том, что показания Шатохина об утоплении ребенка не подтверждаются наличием у него мокрой одежды, противоречат не только показаниям самого Шатохина, но и показаниям потерпевшей К., пояснившей, что непосредственно после случившегося видела своего правнука мертвым в автомобиле скорой помощи, одежда его была мокрой.
При таких обстоятельствах осужденные обоснованно признаны виновными в содеянном, их действиям дана правильная юридическая оценка.
Наказание им назначено с учетом характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств дела, данных о личности, а Шатохину с учетом предусмотренного п. "и" ч. 1 ст. 61 УК РФ смягчающего обстоятельства - способствования раскрытию преступления.
Доводы потерпевшей К. о необходимости назначения осужденным пожизненного лишения свободы, а также доводы адвоката Миндзара Ф.Е. о необходимости снижении Шатохину наказания в соответствии с правилами ст. 62 УК РФ до трех четвертей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания не соответствуют действующему закону.
Согласно ч. 1 ст. 62 УК РФ при наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных пунктами "и" и (или) "к" части первой статьи 61 настоящего Кодекса, и отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер наказания не могут превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 3 ст. 62 УК РФ положения части первой настоящей статьи не применяются, если соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса предусмотрены пожизненное лишение свободы или смертная казнь. В этом случае наказание назначается в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части настоящего Кодекса.
Поскольку санкцией ч. 2 ст. 105 УК РФ предусмотрено назначение максимального наказания в виде пожизненного лишения свободы или смертной казни, то суд обоснованно назначил Шатохину наказание без учета правил ч. 1 ст. 62 УК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Самарского областного суда от 27 июля 2009 года в отношении Назарова В.А., Шатохина А.А. оставить без изменения, кассационные жалобы потерпевшей К., осужденного Шатохина А.А., адвокатов Миндзара Ф.В., Тарасенко В.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Свиридов Ю.А. |
Судьи |
Коваль B.C. |
|
Семенов Н.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 27 октября 2009 г. N 46-О09-85
Текст определения официально опубликован не был