Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 12 марта 2007 г. N 47-О07-9
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Свиридова Ю.А.,
судей Коваля В.С., Яковлева В.К.
рассмотрела в судебном заседании кассационные жалобы осужденных Блинкова П.Н., Брылева О.В., Кошкарова А.И., адвокатов Самбетовой С.А., Черевко Л.Д. на приговор Оренбургского областного суда от 30 ноября 2006 года, которым
Блинков П.Н.,
осужден по п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ на 6 (шесть) лет лишения свободы с отбыванием в воспитательной колонии.
Брылев О.В.,
осужден по п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ на 7 (семь) лет лишения свободы с отбыванием в воспитательной колонии.
Кошкаров А.И.,
осужден по п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ на 8 (восемь) лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Постановлено взыскать с Брылева О. В., Блинкова П. Н. и Кошкарова А. И. в равных долях по ... рублей с каждого в пользу М. в счет компенсации морального вреда.
Привлечь к возмещению морального вреда в долевом размере родителей несовершеннолетних осужденных Б. и К.
Заслушав доклад судьи Яковлева В.К., объяснения потерпевшего М. просившего об оставлении приговора без изменения, мнение прокурора Козусевой Н.А., полагавшей приговор оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения, судебная коллегия установила:
Блинков П.Н., Брылев О.В., Кошкаров А.И. признаны виновными в умышленном причинении смерти М., совершенном группой лиц.
Преступление совершено ими около 23 часов 6 мая 2006 года во дворе школы ... при изложенных в приговоре обстоятельствах.
В суде Блинков П.Н., Брылев О.В., Кошкаров А.И. вину признали частично.
В кассационных жалобах:
- осужденный Брылев просит приговор отменить, дело направить на новое судебное рассмотрение, при этом ссылается на то, что не причастен к смерти потерпевшего, так как когда он уходил с места происшествия, потерпевший был живой. Указывает, что смерть потерпевшего наступила от черепно-мозговой травмы, но он не бил его по голове, поэтому от его действий не могла наступить смерть потерпевшего. Полагает, что потерпевшего могли убить другие лица, но эта версия не проверялась.
- осужденный Кошкаров А.И. просит приговор отменить, при этом ссылается на то, что приговор является несправедливым, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Утверждает, что потерпевший сам спровоцировал его на то, чтобы он ударил его. Указывает, что не согласен с показаниями Блинкова. По заключению экспертов смерть потерпевшего наступила около 23 - 24 часов, но когда свидетель В. видела потерпевшего около 4-5 часов утра, он был еще живой. Свидетель С. с соседкой обнаружили потерпевшего утром и тогда он был живой, но пока приехала машина скорой медицинской помощи, потерпевший скончался. Утверждает, что умысла на убийство не имел и от его ударов не мог наступить тяжкий вред, поэтому считает, что его действия следует переквалифицировать на ст. 111 УК РФ и смягчить наказание.
Адвокат Самбетова С.А. просит приговор в отношении осужденного Кошкарова изменить: переквалифицировать действия его на ч. 4 ст. 111 УК РФ и смягчить наказание, при этом ссылается на то, что вывод суда о том, что он действовал с умыслом на убийство потерпевшего, носит предположительный характер и ничем не подтвержден. Из показаний осужденных и свидетелей видно, что после нанесения ударов и когда осужденные ушли с места происшествия, потерпевший был живой, а свидетель Н. даже помог потерпевшему М. подняться и разговаривал с ним. Нет доказательств того, что была договоренность о совершении убийства. Из показаний Кошкарова видно, что нанося удары ногами по спине и туловищу потерпевшему, он не желал наступления смерти потерпевшего.
Осужденный Блинков П.Н. в кассационной жалобе указывает, что не согласен с приговором, ссылаясь на то, что приговор является несправедливым и незаконным. Указывает, что потерпевший сам подошел к нему и нанес ему удар кулаком по лицу, и тогда он, сидя на крыльце со сломанной ногой, не имея умысла на причинение смерти, один раз ударил потерпевшего костылем и вскользь попал ему по плечу. Больше потерпевшему ударов не наносил. В это время подошли брат Блинков и Н. Затем Н. увел его в сторону и после этого он уехал домой. Больше потерпевшему ударов не наносил и умысла на убийство не имел. Просит отменить приговор и дело направить на новое судебное разбирательство.
Адвокат Черевко Л.Д. просит приговор в отношении осужденного Блинкова отменить, дело направить на новое судебное разбирательство, при этом ссылается на то, что приговор является несправедливым и не соответствует тяжести преступления. Указывает, что потерпевший М. стал предлагать Блинкову распить спиртное и сам же спровоцировал скандал, ударив ладонью по лицу Блинкова, в связи с чем последний нанес потерпевшему всего один удар костылем и попал по плечу. Затем Блинков уехал домой. Утверждает, что по делу следовало провести следственный эксперимент и экспертизу с целью выяснения возможности причинения этим ударом тяжкого вреда здоровью, но судом это ходатайство было отклонено, несмотря на то, что имеющееся в деле заключение дополнительной экспертизы носит предположительный характер.
В возражениях на кассационные жалобы государственный обвинитель Кравченко Т.В. и потерпевшая М. указывают, что доводы кассационных жалоб осужденных и их защитников являются несостоятельными, просят ставить их без удовлетворения, а приговор - без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений на них, судебная коллегия находит, что Блинков, Брылев и Кошкаров обоснованно осуждены за умышленное причинение смерти М., группой лиц.
С доводами кассационных жалоб о том, что осужденные не имели умысла на причинение смерти потерпевшему, не убивала его и вина их в совершении этого преступления не доказана, как видно из материалов дела, выдвигались в ходе судебного разбирательства дела, они проверены судом, оценены в совокупности со всеми материалами дела и обоснованно признаны несостоятельными.
Вина всех троих осужденных подтверждена совокупностью доказательств, исследованными в ходе судебного следствия, подробный анализ которых приведен в приговоре.
Так, судом бесспорно установлено и из материалов дела следует, что около 23 часов 6 мая 2006 года, во дворе школы ..., Блинков, Брылев и Кошкаров в ходе ссоры, возникшей на почве личных неприязненных отношений, действуя совместно, с целью убийства, избили потерпевшего М., при этом, Блинков нанес удар металлическим костылем в область головы М., а когда последний упал, Брылев, Кошкаров и Блинков нанесли потерпевшему множество ударов руками и ногами в голову, а также по различным частям тела, причинив ему множественные кровоподтеки и ссадины, кровоподтеки, черепно-мозговую травму, ушибы мягких тканей лица и головы с отслойкой мягких тканей головы от костей черепа справа, осаднение лица на всем протяжении, кровоподтеков вокруг глаз, ушибленных ран слизистой верхней и нижних губы, левой ушной раковины, с частичным отрывом ушной раковины, полного перелома хрящей носа, ушибов вещества мозга в их проекции, кровоизлияний в боковые желудочки мозга, причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни; закрытой тупой травмы грудной клетки, множественных кровоподтеков, ссадин, ушибов мягких тканей грудной клетки, прямых переломов ребер слева: 5 ребра по передней подмышечной линии, 6 ребра по средней ключичной и 9 ребра по задней подмышечной линии, прямых переломов ребер справа: 7; 8; 9; 10 ребер по средней подмышечной и 6, 7 по лопаточной линии, ушибов легких, причинивших тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. От полученных телесных повреждений М. скончался там же на месте преступления.
К такому выводу суд пришел на основании тщательно исследованных материалах дела, в том числе показаний самих осужденных, свидетелей и других доказательств.
Из показаний осужденных Блинкова П.Н., Брылева и Кошкарова видно, что они не отрицали обстоятельства, при которых совершили преступление и подтверждали, что Блинков П.Н. нанес потерпевшему один удар металлическим костылем, а Брылев О.В. и Кошкаров А.И. наносили удары ногами по различным частям тела.
Вина осужденных подтверждается также показаниями свидетелей Блинкова Н. Н., Никитина К.В., из которых усматривается, что когда во дворе школы к ним подошел ранее незнакомый М. в ходе возникшей ссоры Блинков П.Н. ударил потерпевшего металлическим костылем и от удара костыль сломался. После этого Брылев, Кошкаров и не достигший уголовно-наказуемого возраста Блинков Н.Н. стали избивать потерпевшего М. и наносили они лежащему на земле М. множество ударов ногами по различным частям тела, в том числе по голове.
Свидетели Ф. и ..., Б. Д. подтвердили эти показания.
Из материалов дела видно, что труп М. с признаками насильственной смерти обнаружен на том же месте, во дворе школы, где был оставлен осужденными после совершения преступления.
Заключением судебно-медицинской экспертизы установлено, что смерть М. наступила в результате сочетанной тупой травмы тела, сопровождавшейся закрытой тупой черепно-мозговой травмой с ушибами мягких тканей головы и лица, с кровоизлиянием под оболочку н боковые желудочки головного мозга, ушибом вещества головного мозга; тупой травмой грудной клетки с множественными переломами ребер по различным анатомическим линиям, ушиб легких, с последующим развитием травматического шока.
Из данного заключения эксперта видно, что на трупе обнаружены многочисленные телесные повреждения, в том числе закрытая тупая черепно-мозговая травма, закрытая тупая травма грудной клетки, множественные кровоподтеки, ссадины, ушибы, также прямые переломы ребер слева: 5 ребра по передней подмышечной линии, 6 по средней ключичной и 9 по задней подмышечной линии. Прямые переломы ребер справа: 7, 8, 9, 10 ребер по средней подмышечной и 6, 7 по лопаточной линии. Ушибы легких. Данные повреждения могли быть получены от действия тупых твердых предметов, в срок не задолго до наступления смерти, причинили тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.
Каждое из имеющихся повреждений причинило тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Между каждым их этих повреждений (а тем более в своей совокупности) и наступлением смерти имеется прямая причинно-следственная связь.
Об умысле осужденных на убийство М. свидетельствует то, что они согласованно наносили множество ударов обутыми ногами, а Блинков П.Н. металлическим костылем, который от удара сломался, что свидетельствует о значительной силе удара, в жизненно важные органы: голову, в область грудной клетки, причинив множество телесных повреждений, причинила тяжкий вред здоровью потерпевшего, от которых наступила его смерть.
Доводы жалоб о непричастности Блинкова П.Н. к смерти потерпевшего опровергаются исследованными в суде доказательствами, в том числе показаниями свидетеля Б., из которых видно, что Блинков П. кричал, что он об мужчину сломал костыль. Тогда она посмотрела в сторону Блинкова П. и увидела, что Блинков П. спускался с лестницы, а потерпевший мужчина лежал на спине, на земле около лестницы и не шевелился, а Блинков П. направился к лавочкам, где сидели свидетели, опираясь на один костыль, а другой костыль нес в руке.
Вина Блинкова П.Н., Брылева О.В. и Кошкарова А.И. подтверждается также протоколами осмотра места происшествия, осмотра вещественного доказательства - металлического костыля, и другими доказательствами, которые были исследованы в суде.
Заключением судебно медицинского эксперта N ... от 07.05.2006 г. установлено, что смерть М. наступила в результате сочетанной тупой травмы тела, сопровождавшейся закрытой тупой черепно-мозговой травмой с ушибами мягких тканей головы и лица, с кровоизлиянием под оболочку и боковые желудочки головного мозга, ушибом вещества головного мозга; тупой травмой грудной клетки с множественными переломами ребер по различным анатомическим линиям, ушиб легких, с последующим развитием травматического шока.
Доводы жалоб о том, что потерпевшего обнаружили утром, когда он был еще живой, опровергаются заключением эксперта N ... от 06.10.2006 г., которым установлено, что смерть М. наступила 06.05.2006 г. в период с 23 часов 00 минут до 24 часов 00 минут.
Заключением эксперта также установлено, что после получения повреждений потерпевший мог совершать активные, целенаправленные действия непродолжительное время, исчисляемое минутами (т. 1 л.д. 164-166).
Исследованные доказательства опровергают доводы жалоб о том, что потерпевшего могли убить другие лица.
Выводы проведенных по делу экспертиз не вызывали сомнений у суда, поскольку проведены они специалистами, обладающими специальными познаниями, с соблюдением уголовно-процессуальных норм и оснований для проведения дополнительной экспертизы, как указывает в своей жалобе адвокат Черевко Л.Д., не имелось, поэтому ходатайство о проведении следственного эксперимента с целью выяснения возможности причинения телесного повреждения ударом костыля, судом обоснованно было отклонено.
Проанализировав все доказательства по делу в их совокупности суд обоснованно пришел к выводу, что характер, способ, локализация и множественность телесных повреждений, причиненных осужденными, свидетельствует о единым умыслом осужденных на убийство потерпевшего, поскольку их действия носили совместный н согласованный характер. При этом осужденные осознавали общественную опасность своих действий, предвидели возможность наступления смерти потерпевшего и желали этого, что подтверждается и тем, что осужденные избивали потерпевшего в два этапа: уходили, а затем вернулись и продолжили его избивать совместно, и смерть потерпевшего наступила от их совместных действий.
При установленных обстоятельствах суд правильно квалифицировал действия Блинкова П.Н., Брылева О.В. и Кошкарова А.И. по п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ как умышленное причинение смерти другому человеку, совершенное группой лиц.
Выводы суда мотивированы и основаны на собранных с соблюдением процессуальных норм доказательствах и не вызывающих сомнений.
Для иной квалификации действий осужденных, в том числе на ст. 116 УК РФ, либо на ч. 4 ст. 111 УК РФ, как поставлены вопросы в кассационных жалобах, оснований не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение приговора, следственными органами и судом не допущено.
Гражданский иск о компенсации морального вреда разрешен судом в соответствии с требованиями действующего закона правильно.
Мера наказания осужденным Блинкову, Брылеву и Кошкарову назначена в соответствии с требованиями ст.ст. 6, 60 УК РФ, с учетом тяжести и общественной опасности содеянного, всех смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств, данных о их личности.
Назначенное осужденным наказание в полной мере соответствует тяжести совершенного ими преступления и их личности, а потому, оснований для смягчения наказания не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, определила:
приговор Оренбургского областного суда от 30 ноября 2006 года в отношении Блинкова П.Н., Брылева О.В. и Кошкарова А.И. оставить без изменения, а кассационные жалобы осужденных Блинкова П.Н., Брылева О.В., Кошкарова А.И., адвокатов Самбетовой С.А., Черевко Л.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Свиридов Ю.А. |
Судьи |
Коваль В.С. |
|
Яковлев В.К. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 12 марта 2007 г. N 47-О07-9
Текст определения официально опубликован не был