Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 августа 2004 г. N 48-Г04-12
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Нечаева В.И.,
судей - Потапенко С.В., Кебы Ю.Г.
рассмотрела в судебном заседании от 3 августа 2004 г. дело по иску Главного управления Министерства юстиции по Челябинской области к Челябинскому региональному отделению Политической партии "Республиканская партия России" о ликвидации по кассационной жалобе Главного управления Министерства юстиции по Челябинской области на решение Челябинского областного суда от 21 апреля 2004 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Потапенко С.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Главное управление Министерства юстиции по Челябинской области (ГУ МЮ РФ по Челябинской области), обратилось в суд с иском к Челябинскому региональному отделению Политической партии "Республиканская партия России" (ЧРО "РПР") о ликвидации, ссылаясь на то, что на момент его государственной регистрации 6 ноября 2002 года отделение партии не имело членов партии, необходимых для регистрации регионального отделения и предусмотренного п. 2 ст. 3 Федерального закона "О политических партиях". В ходе проверки, проведенной специалистами ГУ МЮ РФ по Челябинской области 2 марта 2004 года, установлено, что прием граждан в члены партии не осуществлялся, решения Политсовета регионального отделения о приеме в члены партии в нарушении требований п. 4.5 Устава "РПР" на момент регистрации не принимались. Данные нарушения закона являются грубыми и носят неустранимый характер, в связи с чем в соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица.
Представители ЧРО "РПР" с иском не согласились.
Решением Челябинского областного суда от 21 апреля 2004 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Главное управление Министерства юстиции РФ по Челябинской области просит об отмене решения по тем основаниям, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применен материальный закон.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона.
В силу ч. 2 ст. 25 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" N 129-ФЗ от 8 августа 2001 г. регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии со ст. 2 указанного закона государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
Одновременно в ст. 10 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" говорится, что федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.
В силу п. 2 ст. 15 Федерального закона "О политических партиях" N 95-ФЗ от 11 июля 2001 г. решение о государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений принимается соответственно федеральным уполномоченным органом и его территориальными органами (далее - уполномоченные органы). Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации политической партии и ее региональных отделений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным уполномоченным органом или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. При этом порядок взаимодействия уполномоченных органов с регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня N 442 "О порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц" в ч. 2 п. 4 установлено, что федеральный орган юстиции и его территориальные органы осуществляют ведение ведомственного реестра торгово-промышленных палат, общественных объединений (в том числе политических партий и профсоюзов) и религиозных организаций для обеспечения выполнения функций, возложенных на них действующим законодательством.
Пунктом 5 этого Постановления установлено, что решение о государственной регистрации торгово-промышленных палат, общественных объединений и религиозных организаций утверждается распоряжением федерального органа юстиции или его территориального органа.
Следовательно, внесение соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляют территориальные регистрирующие органы по месту нахождения юридических лиц на основании решения, принятого федеральным органом юстиции либо его территориальными органами.
Поэтому Главное Управление Министерства юстиции РФ по Челябинской области имеет право на обращение в суд с настоящим иском.
Как видно из материалов дела, решением преобразовательной конференции Челябинского регионального отделения от 28 мая 2002 года путем преобразования регионального отделения Общероссийской общественной организации РПРФ создано региональное отделение Политической партии "РПР" в Челябинской области, избраны руководящие органы регионального отделения, 6 ноября 2002 года Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области произвело государственную регистрацию регионального отделения Политической партии "РПР" в Челябинской области.
2 марта 2004 года Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области осуществило проверку деятельности ЧРО "РПР" в соответствии с требованиями ст.ст. 27, 38 и п. 2 ст. 39 ФЗ "О политических партиях". По результатам проверки составлено заключение от 12.03.2004 года N 03-31/884, в котором указано, что для проверки не были представлены личные заявления граждан о приеме в члены партии и решения Политсовета ЧРО "РПР" о приеме в члены партии, что свидетельствует об отсутствии необходимого для регистрации регионального отделения количества членов партии.
Согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" основанием для обращения регистрирующего органа в суд с требованиями о ликвидации юридического лица являются допущенные при создании юридического лица грубые нарушения закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, и неоднократные либо грубые нарушения закона или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц.
Пунктом 2 ст. 3 Федерального закона "О политических партиях" предусмотрено, что политическая партия в более чем в половине субъектов Российской Федерации должна иметь региональные отделения численностью не менее 100 членов, а в остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 50 членов политической партии.
В соответствии с п. 3 ст. 23 Федерального закона "О политических партиях" прием в политическую партию осуществляется на основе личных письменных заявлений граждан Российской Федерации в порядке, предусмотренном уставом политической партии.
В соответствии с п. 4.5 Устава политической партии "РПР" прием в члены партии осуществляется на основании личного письменного заявления вступающего. Решение о приеме в члены партии принимается Политическим Советом регионального отделения, а при его отсутствии - Политсоветом "РПР".
Из материалов дела усматривается, что на регистрацию регионального отделения партии был представлен протокол учредительной конференции ЧРО о создании регионального отделения, согласно которого численность делегатов конференции составила 17 человек, а число членов регионального отделения партии - 148 человек. Кроме того, в судебное заседание представителями ЧРО "РПР" были представлены 148 личных заявлений граждан о их приеме в члены Политической партии "РПР" и протоколы N 1 от 10 апреля 2002 года о приеме 107 членов партии, N 2 от 24 апреля 2002 года о приеме 41 члена партии и протокол N 3 от 14 мая 2002 года заседаний Политического Совета ЧРО "РПР". При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ответчиком представлены документы, подтверждающие наличие численности членов партии на момент регистрации регионального отделения партии более установленного Федеральным законом минимума. Региональное отделение политической партии "РПР" имело на момент государственной регистрации необходимое число членов партии и нарушений норм Федерального закона "О политических партиях" при регистрации регионального отделения не допущено.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются необоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Челябинского областного суда от 21 апреля 2004 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Главного управления Министерства юстиции по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Нечаев В.И. |
Судьи |
Потапенко С.В. |
|
Кеба Ю.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 августа 2004 г. N 48-Г04-12
Текст определения официально опубликован не был