Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 ноября 2005 г. N 48-Г05-15
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Харланова А.В., Соловьева В.Н.
рассмотрела в судебном заседании 9 ноября 2005 г. гражданское дело по кассационной жалобе ЗАО СМК "МЕГА" на решение Челябинского областного суда от 1 августа 2005 г., которым ему отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению ч. 1 ст. 1 Закона Челябинской области "О страховых взносах на обязательное медицинское страхование неработающего населения Челябинской области" от 30 ноября 2004 г. N 325.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту номер названного Закона следует читать как "N 325-ОЗ"
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., объяснения представителя Министерства здравоохранения Челябинской области Целищевой Э.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей решение суда законным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Страховое закрытое акционерное общество СМК "МЕГА" (далее ЗАО СМК "Мега") обратилось в Челябинский областной суд с заявлением о признании недействительным и противоречащим федеральному законодательству Закона Челябинской области "О страховых взносах на обязательное медицинское страхование неработающего населения Челябинской области" N 325 от 30.11.2004 г., ссылаясь на ограничение прав органов местного самоуправления в виду исключения их из субъекта медицинского страхования для неработающего населения Челябинской области, на нарушение прав и интересов неработающего населения Челябинской области, так как они лишены возможности через избираемые ими органы местного самоуправления самостоятельно выбирать страховые медицинские организации, оказывающие услуги по обязательному медицинскому обслуживанию, а также на нарушение прав акционерного общества на осуществление им предпринимательской деятельности в области обязательного медицинского страхования, поскольку финансирование услуг их компании по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения, подлежит прекращению.
В судебном заседании представитель ЗАО СМК "МЕГА" уточнил заявленные требования и просил признать противоречащей федеральному законодательству, недействующей со дня принятия часть 1 статьи 1 Закона Челябинской области "О страховых взносах на обязательное медицинское страхование неработающего населения Челябинской области" N 325 от 30.11.2004 г., ссылаясь на то, что данная норма предусматривает ограничение прав органов местного самоуправления выступать в качестве страхователя при обязательном медицинском страховании для неработающего населения области. В соответствии с указанной нормой органы местного самоуправления освобождены от обязанности принятия участия в обеспечении охраны здоровья населения муниципального образования. Кроме того, данной нормой нарушены права застрахованных ими граждан на самостоятельный выбор страховой медицинской организации, а также нарушены права самой страховой медицинской компании "Мега" на осуществление предпринимательской деятельности в области медицинского страхования. По мнению представителя, эта норма противоречит статье 2 Федерального закона "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", в соответствии с которой страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Решением Челябинского областного суда от 1 августа 2005 г. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ЗАО СМК "МЕГА" поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии с подпунктом 22 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ (в редакции Федерального закона от 04.07.2003 г. N 95-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится решение вопросов организации обязательного медицинского страхования неработающего населения. Указанная норма Закона вступила в силу с 01.01.2005 года.
Пунктом 5 статьи 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. N 5487-I (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации также отнесены функции организации обязательного медицинского страхования неработающего населения.
Главой 3 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ определен перечень вопросов местного значения, отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления. Нормы указанного Закона не относят к вопросам местного значения организацию обязательного медицинского страхования неработающего населения.
Согласно статье 18 указанного Федерального закона N 131-ФЗ перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Закон. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов.
Статья 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 г. N 154-ФЗ также не относит к вопросам местного значения организацию обязательного медицинского страхования неработающего населения.
Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 г. N 154 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
В силу пункта 4 статьи 26.1 Федерального закона N 184-ФЗ федеральные законы, договоры о разграничении полномочий и соглашения, определяющие полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий, не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также должны соответствовать требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.
В статье 2 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28.06.1991 г. в качестве страхователей при обязательном медицинском страховании для неработающего населения указаны органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В части 1 статьи 1 закона Челябинской области "О страховых взносах на обязательное медицинское страхование неработающего населения Челябинской области" от 30.11.2004 г. N 325 страхователем при обязательном медицинском страховании неработающего населения Челябинской области определен орган исполнительной власти области, уполномоченный Губернатором Челябинской области.
Постановлением Губернатора Челябинской области от 19.01.2005 г. N 3 "О страхователе при обязательном медицинском страховании неработающего населения Челябинской области" таким органом названо Министерство здравоохранения Челябинской области.
Исключение из состава страхователей при обязательном медицинском страховании неработающего населения области органов местного самоуправления, как обоснованно указал суд, не свидетельствует о противоречии оспариваемого положения Закона нормам федерального законодательства, поскольку с принятием вышеизложенных федеральных законов вопрос обязательного медицинского страхования неработающего населения области отнесен к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации. Кроме того, из компетенции органов местного самоуправления исключены полномочия по осуществлению мер по обязательному медицинскому страхованию граждан.
Анализ содержания оспариваемой статьи Закона области, как правильно указал суд, не свидетельствует о ее несоответствии требованиям федерального законодательства, поскольку Федеральными законами, принятыми позднее Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", вопросы организации обязательного медицинского страхования неработающего населения к обязательным полномочиям органов местного самоуправления не отнесены.
Правильно признаны несостоятельными доводы представителя страхового акционерного закрытого общества СМК "МЕГА" о том, что согласно ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 г. N 154-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление обязательного медицинского страхования неработающего населения. При этом суд правильно указал в решении, что в соответствии с п.п. 7 п. 2 статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 г. N 154-ФЗ к вопросам местного значения относится только организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения. К полномочиям органов местного самоуправления законом не отнесены вопросы осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения.
Доводы представителя ЗАО СМК "МЕГА" о том, что в п. 2.2. Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан, утвержденных Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 03.10.2003 г. N 3856/30-3/и, а также в Правилах обязательного медицинского страхования граждан на территории Челябинской области, утвержденных постановлением Губернатора Челябинской области от 08.06.2004 г., органы местного самоуправления отнесены при обязательном медицинском страховании для неработающих граждан в качестве страхователя, как обоснованно указал суд, не могут служить основанием для удовлетворения заявления, поскольку указанные акты, в части отнесения к страхователям органов местного самоуправления, не соответствуют положениям Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", имеющему большую юридическую силу.
При этом судом обоснованно учтено содержание проекта постановления Губернатора Челябинской области о внесении изменений в постановление N 250 от 08.06.2004 г. об исключении из состава страхователей при обязательном медицинском страховании неработающего населения органов местного самоуправления.
Доводы представителя страхового закрытого акционерного общества СМК "Мега" о нарушении его прав на осуществление предпринимательской деятельности в области обязательного медицинского страхования с неработающими гражданами области, как обоснованно указал суд, являются несостоятельными, так как оспариваемой нормой Закона области "О страховых взносах на обязательное медицинское страхование неработающего населения Челябинской области" права страховой организации не затронуты. Данная страховая организация на рынке финансовых услуг выступает в качестве субъекта медицинского страхования. То обстоятельство, что ЗАО СМК "МЕГА" не прошло отбора в качестве страховщика по оказанию услуг медицинского страхования неработающего населения Челябинской области на 2005 - 2007 гг. за счет средств областного бюджета, не может свидетельствовать о несоответствии оспариваемой ими нормы областного Закона федеральному законодательству.
Доводы заявителя о том, что оспариваемая норма Закона области нарушает права граждан на самостоятельный выбор страховой медицинской организации, предусмотренной статьей 6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в РФ" также правильно признаны судом несостоятельными. Как обоснованно указал суд, оспариваемой нормой Закона области не созданы препятствия гражданам в осуществлении ими своих прав и свобод, не нарушаются права неработающего населения Челябинской области на получение ими услуг медицинского страхования.
Правильно суд исходил также из того, что из представленных учредительных документов страхового закрытого акционерного общества СМК "МЕГА" не следует, что акционерное общество вправе ставить вопрос о возбуждении дела в интересах указанной категории граждан по делам, возникающим из публично-правовых отношений, не предоставлена таковая возможность акционерному обществу ни Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, ни другими федеральными законами.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что акционерное общество вправе обращаться в суд в защиту указанной категории граждан на основании ст. 15 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" является несостоятельной.
Данной статьей страховая медицинская организация не наделена правом на обращение в суд с заявлением (иском) в защиту неопределенного круга лиц.
Довод кассационной жалобы о том, что к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ отнесено лишь решение вопросов организации обязательного медицинского страхования неработающего населения, но не его осуществление, основан на неправильном толковании норм материального права. По смыслу закона организация обязательного медицинского страхования включает в себя и его непосредственное осуществление.
То обстоятельство, что органы местного самоуправления не освобождены от обязанности принимать участие в обеспечении охраны здоровья населения муниципального образования, не свидетельствует о том, что в Оренбургской области они вправе осуществлять полномочия по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения.
Сама по себе ссылка суда на Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ не свидетельствует о незаконности решения суда, поскольку решение суда основано и на других нормах федеральных законов.
Соответствует закону и вывод суда о том, что оспариваемая норма не нарушает прав ЗАО СМК "МЕГА", которое не лишено возможности в установленном порядке участвовать в осуществлении обязательного медицинского страхования неработающего населения Челябинской области.
Ссылка на определение Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. N 131-О также несостоятельна, так как после его принятия были внесены изменения в законодательство, связанное с медицинским страхованием граждан в Российской Федерации.
Право граждан на самостоятельный выбор страховой медицинской организации не нарушается, поскольку они не лишены возможности на получение услуг по медицинскому страхованию.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия определила:
решение Челябинского областного суда от 1 августа 2005 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу ЗАО СМК "МЕГА" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Харланов А.В. |
|
Соловьев В.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 ноября 2005 г. N 48-Г05-15
Текст определения официально опубликован не был