Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в главы 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Проектом федерального закона предлагается внести в Налоговый кодекс Российской Федерации ряд изменений, направленных на реализацию положений Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части совершенствования специальных налоговых режимов для малого предпринимательства, а также в целях устранения противоречий в применении специальных налоговых режимов, выявленных в результате правоприменительной практики.
1. Изменения в главу 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусматривают следующее.
В пункте 3 статьи 346.1 Кодекса уточняется порядок налогообложения полученных налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога доходов в виде дивидендов.
Отменяется установленное подпунктом 1 пункта 6 статьи 346.2 Кодекса ограничение, не позволяющее перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога организациям, имеющим филиалы и (или) представительства.
Изменения в статью 346.5 Кодекса уточняют порядок признания расходов на приобретение права на земельные участки, используемые при осуществлении предпринимательской деятельности.
Отменяется ограничение при переносе убытков на будущие налоговые периоды и уточняется порядок переноса таких убытков (пункт 5 статьи 346.6 Кодекса).
Изменения в статью 346.10 Кодекса направлены на сокращение налоговой отчетности по единому сельскохозяйственному налогу за счет отмены налоговых деклараций по итогам отчетных периодов.
2. Изменения в главу 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса предусматривают следующее.
В статье 346.11 Кодекса уточняется порядок налогообложения полученных налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, доходов в виде дивидендов.
Поправками, вносимыми в статью 346.16 Кодекса, предоставляется право налогоплательщикам учитывать расходы на обязательное страхование ответственности. В частности, в настоящее время они не вправе учитывать расходы на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Изменения в статью 346.17 Кодекса направлены на упрощение порядка учета расходов на приобретение сырья и материалов в соответствии с кассовым методом учета, применяемым при упрощенной системе налогообложения.
Отменяется ограничение при переносе убытков на будущие налоговые периоды и уточняется порядок переноса таких убытков (пункт 7 статьи 346.18 Кодекса).
Изменения в статью 346.23 Кодекса направлены на сокращение налоговой отчетности путем отмены налоговых деклараций по итогам отчетных периодов.
В статье 346.23 Кодекса уточняется порядок определения остаточной стоимости основных средств при переходе организации на упрощенную систему налогообложения с иных налоговых режимов и обратно, а также при смене объекта налогообложения в рамках упрощенной системы налогообложения.
3. При применении упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента (статья 346.25.1 Кодекса) предусматривается следующее.
Индивидуальному предпринимателю предоставляется право привлекать наемных работников, средняя численность которых не должна превышать за налоговый период 5 человек.
Отменяется ограничение, в соответствии с которым право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента предоставляется только в отношении одного вида предпринимательской деятельности.
Расширяется перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться данная система налогообложения.
Отменяется право субъектов Российской Федерации устанавливать конкретные перечни видов предпринимательской деятельности, по которым разрешается применение упрощенной системы налогообложения на основе патента.
Сокращается с квартала до одного месяца минимальный срок действия патента, вводится определение налогового периода.
Вводится обязанность индивидуального предпринимателя, получающего патент в разных субъектах Российской Федерации, становиться на налоговый учет в каждом субъекте Российской Федерации, в котором получен патент.
Устанавливается, что налогоплательщики упрощенной системы налогообложения на основе патента ведут налоговый учет только в части доходов.
4. Изменения в главу 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Кодекса предусматривают следующее.
Дополнения, вносимые в виде нового пункта 2.2 статьи 346.26 Кодекса, уточняют круг налогоплательщиков единого налога. В частности, предусматривается, что на уплату единого налога не переводятся: организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых превышает 100 человек; организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов; индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения на основе патента; исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления в отношении предпринимательской деятельности по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для организации торговли и общественного питания; организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие передачу во временное владение и (или) в пользование автозаправочных и автогазозаправочных станций.
Понятия, связанные с предусмотренными подпунктами 10 и 11 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса видами предпринимательской деятельности (распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций и размещение рекламы на транспортных средствах), приведены в соответствие со статьями 19 и 20 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-Ф3 "О рекламе".
Уточняется понятие розничной торговли за счет исключения из нее реализации газа в баллонах и включения реализации через торговые автоматы товаров и (или) продукции общественного питания, изготовленной в этих торговых автоматах.
Исключено понятие "стационарное торговое место", так как оно в главе 26.3 Кодекса не используется.
Дополнения, вносимые в пункт 2 статьи 346.28 Кодекса, уточняют место постановки на учет налогоплательщиков единого налога, а также порядок их постановки и снятия с учета налоговыми органами.
Устанавливается, что на розничных рынках в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных подпунктами 13 и 14 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса (передача во временное владение и (или) в пользование торговых мест и объектов общественного питания, а также земельных участков для организации торговых мест и объектов общественного питания), налогоплательщиками единого налога являются управляющие рынком компании (пункт 3 статьи 346.28 Кодекса).
В связи с тем, что практически невозможно проконтролировать фактически отработанное время налогоплательщиков единого налога на вмененный доход, что повсеместно стало причиной для злоупотреблений и занижения сумм единого налога, а также то, что возможность корректировки единого налога с учетом фактически отработанного времени противоречит смыслу единого налога на вмененный доход, предлагается исключить из статьи 346.29 Кодекса абзац третий пункта 6, позволяющий осуществлять такую корректировку.
В главы 26.1, 26.2 и 26.3 Кодекса также предлагается внести ряд технических поправок.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в главы 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в главы 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не приведет к сокращению доходов и не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в главы 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в главы 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.