Заключение Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 66613-5 "О внесении изменений в главы 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части совершенствования специальных налоговых режимов для малого предпринимательства), внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Рассмотрев проект федерального закона N 66613-5 "О внесении изменений в главы 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Рассматриваемым законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) ряд изменений, направленных на совершенствование специальных налоговых режимов для малого предпринимательства, а также на устранение отдельных противоречий в применении специальных налоговых режимов, выявленных в результате правоприменительной практики.
Важными нормами указанного законопроекта, обеспечивающими создание благоприятных условий для развития малого бизнеса, по мнению Комитета, являются положения о сокращении объема налоговой отчетности путем отмены налоговых деклараций по итогам отчетных периодов для всех специальных налоговых режимов (система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельный видов деятельности).
Уточняется порядок налогообложения полученных налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога и налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, доходов в виде дивидендов.
Для указанных налогоплательщиков также отменяется ограничение при переносе убытков на будущие налоговые периоды и уточняется порядок переноса таких убытков.
Предлагаемые поправки в главу 26.1 Кодекса в части отмены ограничения, не позволяющего ранее применять систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей организациям, имеющим филиалы и (или) представительства, позволят более широкому кругу налогоплательщиков перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Также для налогоплательщиков, применяющих данный режим налогообложения, уточняется порядок признания расходов на приобретение права на земельные участки, используемые при осуществлении предпринимательской деятельности. К таким расходам предлагается относить и расходы на приобретение права на заключение договора аренды земельных участков при условии его заключения.
Предлагаемые законопроектом изменения в главу 26.2 Кодекса расширяют перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, включив в него расходы на обязательное страхование ответственности.
Уточнение порядка определения остаточной стоимости основных средств при переходе организации на упрощенную систему налогообложения с иных налоговых режимов и обратно, а также при смене объекта налогообложения в рамках упрощенной системы налогообложения, восполняет существующие в главе 26.2 Кодекса пробелы.
Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, расширяется перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться данная система налогообложения, предоставляется возможность получения несколько патентов на разные виды деятельности, сокращается с квартала до одного месяца минимальный срок действия патента, вводится определение налогового периода.
Кроме того, вводится обязанность индивидуального предпринимателя, получающего патент в разных субъектах Российской Федерации, осуществлять постановку на налоговый учет в каждом субъекте Российской Федерации, в котором получен патент.
Предлагаемые законопроектом поправки в главу 26.3 Кодекса уточняют круг налогоплательщиков единого налога на вмененный доход путем введения некоторых ограничений на право применения данной системы налогообложения. Данные поправки направлены на пресечение необоснованного применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход крупными предприятиями, а также иными организациями, не относящимся к категории субъектов малого предпринимательства.
Понятия, связанные с такими видами предпринимательской деятельности, как распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций и размещение рекламы на транспортных средствах, приведены в соответствие с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Уточняется также место постановки на учет налогоплательщиков единого налога на вмененный доход, а также порядок их постановки и снятия с учета налоговыми органами.
В предлагаемых проектом федерального закона поправках в главы 26.1, 26.2 и 26.3 Кодекса прослеживается явная направленность на поддержку развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Их принятие, по мнению Комитета, будет являться эффективной мерой налогового стимулирования субъектов малого предпринимательства и в целом положительно отразится на финансово-хозяйственной деятельности организаций и материальном положении граждан.
Вместе с тем, необходимо отметить, что отдельные положения законопроекта нуждаются в доработке.
В частности, отмена обязанности представления налогоплательщиками налоговых деклараций по итогам отчетных периодов уменьшает налоговый пакет, представляемый налогоплательщиками в налоговый орган, но не сокращает пакет бухгалтерской отчетности. Для более эффективного снижения нагрузки на налогоплательщиков в части ведения учета хозяйственных операций, по мнению Комитета, необходимо рассмотреть оба аспекта совместно.
Также, введение указанной законодательной нормы порождает проблему перехода вновь созданных в текущем году организаций, являющихся сельскохозяйственным товаропроизводителем, с упрощенной системы налогообложения на уплату единого сельскохозяйственного налога с начала следующего года, так как необходимая в целях перехода доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции (70%) в общем доходе от реализации определяется по итогам последнего отчетного периода по налогу, уплачиваемому в рамках упрощенной системы налогообложения.
Возникает проблема отслеживания в течение года соблюдения условий применения упрощенной системы налогообложения, установленных статьей 346.13 Кодекса, и определения даты утраты права применения данного специального налогового режима в случае нарушения этих условий.
В целом, следует отметить, что статьи 346.3 и 346.13 Кодекса, регулирующие порядок и условия начала и прекращения применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и упрощенной системы налогообложения, следует привести в соответствие с положениями законопроекта, отменяющими налоговые декларации по итогам отчетных периодов.
Кроме того, в целях недопущения перехода на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности представителей крупного бизнеса представляется целесообразным ввести в главу 26.3 Кодекса дополнительные ограничения на право такого перехода.
Таким образом, Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона N 66613-5 "О внесении изменений в главы 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении при условии доработки с учетом изложенных замечаний.
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.