Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 31 августа 2005 г. N 494-П05
Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Радченко В.И.,
членов Президиума - Жуйкова В.М., Каримова М.А., Карпова А.И., Петроченкова А.Я., Попова Г.Н., Серкова П.П.
рассмотрел уголовное дело по надзорной жалобе осужденного Кузнецова В.В. на приговор Алтайского краевого суда от 24 декабря 2003 года, по которому
Кузнецов В.В. судимый:
- 7 мая 1999 года по ст. 161 ч. 2 п.п. "а, б, д" УК РФ к 3 годам лишения свободы, на основании ст. 70 УК РФ к 3 годам 3 месяцам лишения свободы;
- 29 ноября 1999 года по ст. 158 ч. 2 п.п. "б, в" УК РФ к 4 годам 3 месяцам лишения свободы, на основании ст. 69 ч. 5 УК РФ к 4 годам 6 месяцам лишения свободы, освобожден 17 октября 2002 года условно-досрочно на не отбытый срок 10 месяцев 26 дней, осужден по ст. 105 ч. 2 п.п. "ж, к" УК РФ к 15 годам лишения свободы; по ст. 162 ч. 4 п. "в" УК РФ к 11 годам лишения свободы, на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ к 16 годам лишения свободы. В соответствии со ст. 70 УК РФ назначено 16 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2004 года приговор оставлен без изменения.
По данному делу осуждены Меденцев К.Н. и Солодовников B.C., надзорное производство в отношении которых не возбуждалось.
В надзорной жалобе осужденного Кузнецова поставлен вопрос об отмене судебных решений и направлении дела на новое судебное рассмотрение, так как за разбой он осужден необоснованно.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Мещерякова Д.А., изложившего обстоятельства уголовного дела, содержание приговора и кассационного определения, мотивы надзорной жалобы и вынесения постановления о возбуждении надзорного производства, мнение заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Фридинского С.Н., полагавшего, что действия Кузнецова В.В. подлежат переквалификации с п. "в" ч. 4 ст. 162 УК РФ (в редакции Закона от 8 декабря 2003 года) на п. "в" ч. 3 ст. 162 УК РФ (в редакции Закона от 13 июня 1996 года), Президиум Верховного Суда Российской Федерации установил:
Кузнецов осужден за разбойное нападение, совершенное по предварительному сговору группой лиц, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего, за убийство К. с целью скрыть другое преступление, по предварительному сговору группой лиц.
Преступления совершены при следующих обстоятельствах.
19 ноября 2002 года, около 18 часов, ... находившиеся в состоянии алкогольного опьянения Меденцев, Кузнецов Солодовников и Ф., проезжая на автомашине ..., которым Меденцев управлял по доверенности, встретили ... ранее не знакомого К., с которым продолжили распитие спиртного в салоне автомашины.
В ходе распития спиртного осужденные увидели у К. деньги, после чего Меденцев по просьбе Солодовникова выехал из г. ... и остановил автомашину на трассе ..., где Солодовников, Меденцев и Кузнецов напали на К., вытащили из автомашины на проезжую часть и стали наносить ему удары ногами и руками по голове и телу. Солодовников снял с потерпевшего бушлат и совместно с Меденцевым обыскал карманы бушлата и одежды К. требуя передать имевшиеся у него деньги. Получив отказ, нападавшие вновь стали наносить К. удары руками и ногами по голове и различным частям тела, от которых последний упал на землю.
Увидев движущийся во встречном направлении автомобиль и желая остаться незамеченными, осужденные, поместив потерпевшего в автомашину, прибыли в гараж С. Затащив К. в гараж и закрывшись изнутри, осужденные вновь стали его избивать, требуя деньги. В ходе избиения нападавшие завладели паспортом, записной книжкой и деньгами потерпевшего в сумме ... рублей, которыми впоследствии распорядились по своему усмотрению.
Осужденные нанесли К. не менее 40 ударов по голове и различным частям тела, их действиями были причинены потерпевшему следующие телесные повреждения: закрытая черепно-мозговая травма в виде субарахноидального кровоизлияния и ушиб вещества головного мозга на верхненаружной поверхности левой лобной доли, разгибательный перелом носовых костей, кровоподтеки в окологлазничной области слева, в области верхнего века правого глаза, в подглазничной области справа, в щечной области справа, на коже верхней губы, в щечной области слева, в проекции тела нижней челюсти слева, ссадины в области спинки носа, в скуловой области слева, в области тела нижней челюсти, причинившие совокупности тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, а также телесные повреждения, не причинившие вреда здоровью.
После совершения разбойного нападения Меденцев, Кузнецов и Солодовников связали К. руки, надели на голову сумку, затащили в автомашину и отвезли к лесопосадке, где вытащили потерпевшего из машины, нанесли каждый не менее 1 удара руками и ногами по голове и различным частям тела потерпевшего, от которых тот упал на землю. После этого Солодовников и Меденцев обмотали вокруг шеи К. шарф и стали тянуть за концы шарфа в разные стороны, сдавливая шею потерпевшего, но задушить не смогли из-за сопротивления последнего. Тогда Меденцев взял из багажника автомашины металлический вороток, которым нанес не менее 5 ударов по голове К. Кузнецов достал из автомашины складной нож и, подойдя к лежавшему на земле потерпевшему, нанес не менее 2 ударов ножом в область передней стороны шеи.
Действиями осужденных К. были причинены:
- колото-резаное ранение на передней поверхности шеи слева с повреждением левой общей сонной артерии;
- закрытая черепно-мозговая травма в виде субарахноидального кровоизлияния и ушиб вещества головного мозга на верхненаружной поверхности левой лобной доли, ушибленные раны в лобной области слева, в лобно-теменной области справа, в теменной области слева, в теменной области посредине, в височной области слева, причинившие тяжкий вред здоровью потерпевшего.
Смерть К. наступила от резаной раны шеи и колото-резаного ранения шеи с повреждением крупных кровеносных сосудов и черепно-мозговой травмы с множественными ушибленными ранами головы на месте происшествия.
В надзорной жалобе осужденного Кузнецова В.В. поставлен вопрос об отмене состоявшихся судебных решений и направлении дела на новое судебное рассмотрение, так как разбоя он не совершал, денег не похищал у потерпевшего и осужден в этой части необоснованно.
Президиум находит, что жалоба осужденного удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Так, сам Кузнецов на предварительном следствии показал, что когда увидели у потерпевшего деньги, то Солодовников с Ф. стали избивать К., а затем привезли в гараж, где Солодовников требовал у потерпевшего деньги. Присутствующие избивали К., искали у него деньги, раздели до трусов. Когда Ф. сказал, что нашел деньги, то Меденцев предложил убить потерпевшего, что они (в том числе и он, Кузнецов) и сделали.
Осужденный Меденцев показал, что Кузнецов принимал участие в убийстве потерпевшего.
О том, что Кузнецов забрал у потерпевшего деньги, показал на предварительном следствии осужденный Солодовников.
Собранные доказательства опровергают доводы жалобы Кузнецова о невиновности его в разбойном нападении.
Однако действиям Кузнецова дана неправильная юридическая оценка, в связи с чем дело в отношении него подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 410 УПК РФ.
Как видно из материалов дела, разбойное нападение было совершено Кузнецовым 19 ноября 2002 года, ему было предъявлено обвинение по п.п. "в, г" ч. 3 ст. 162 УК РФ (в редакции Закона от 13 июня 1996 года), однако приговором от 24 декабря 2003 года он был осужден по п. "в" ч. 4 ст. 162 УК РФ (в редакции Закона от 8 декабря 2003 года), предусматривающей более строгое наказание, чем старая редакция данной статьи УК РФ.
В связи с допущенным нарушением необходимо переквалифицировать действия Кузнецова со ст. 162 ч. 4 п. "в" УК РФ (в редакции Закона от 8 декабря 2003 года) на ст. 162 ч. 3 п. "в" УК РФ (в редакции Закона от 13 июня 1996 года).
Наказание Кузнецову назначено с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, является справедливым и оснований к назначению ему более мягкого наказания не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 407 и 408 УПК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации постановил:
1. Надзорную жалобу осужденного Кузнецова В.В. оставить без удовлетворения.
2. Приговор Алтайского краевого суда от 24 декабря 2003 года и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2004 года в отношении Кузнецова В.В. изменить, переквалифицировать его действия со ст. 162 ч. 4 п. "в" УК РФ (в редакции Закона от 8 декабря 2003 года) на ст. 162 ч. 3 п. "в" УК РФ (в редакции Закона от 13 июня 1996 года), по которой назначить Кузнецову В.В. 11 лет лишения свободы.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ст.ст. 105 ч. 2 п.п. "ж, к", 162 ч. 3 п. "в" УК РФ (в редакции Закона от 13 июня 1996 года), назначить Кузнецову В.В. 16 лет лишения свободы.
На основании ст. 70 УК РФ присоединить частично к данному наказанию не отбытое наказание по приговору от 29 ноября 1999 года и окончательно назначить Кузнецову В.В. 16 лет 6 месяцев лишения свободы.
В остальном судебные решения в отношении Кузнецова В.В. оставить без изменения.
Председательствующий |
В.И. Радченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 31 августа 2005 г. N 494-П05
Текст постановления официально опубликован не был