Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 23 марта 2004 г. N 49-О03-111
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Батхиева Р.Х., Лаврова Н.Г.
рассмотрела марта 2004 года в судебном заседании кассационную жалобу осужденного Булатова С.А. на приговор Верховного Суда Республики Башкортостан от 31 октября 2003 года, по которому Булатов С.А., судимый 28 июня 2002 года по ст.ст. 115, 119 УК РФ к 7 месяцам лишения свободы, освобожденный 27 января 2003 года по отбытии наказания, осужден по ст. 105 ч. 1 УК РФ к 10 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Разрешена и судьба вещественных доказательств.
Заслушав доклад судьи Батхиева Р.X., объяснения осужденного Булатова С.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, мнение прокурора Аверкиевой В.А., полагавшей приговор оставить без изменения, судебная коллегия установила:
Осужденный Булатов С.А. признан виновным в убийстве С. из-за неприязненных отношений в доме К. признанного судом невменяемым с применением принудительных мер медицинского характера за совершение действий, связанных с причинением смерти потерпевшему.
Преступление совершено 26 мая 2003 года, примерно в 22-23 часа, ... при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В судебном заседании Булатов С.А. в предъявленном обвинении виновными себя признал полностью.
В кассационной жалобе осужденный Булатов С.А., не отрицая участия в лишении жизни С., утверждает, что не хотел его смерти. Излагая свое несогласие с приговором, считает его незаконным. Указывает, что не были проведены очная ставка с К., признанным невменяемым, следственный эксперимент, а также психиатрическая экспертиза ему. Считает, что участковый инспектор, выдавший на него бытовую характеристику, был заинтересован в его строгом наказании. Утверждает, что адвокат его защиту осуществлял не надлежащим образом, что не все обстоятельства, влияющие на меру наказания, учтены при назначении наказания. Просит разобраться в обстоятельствах дела, смягчить наказание или отменить приговор с направлением дела на новое судебное рассмотрение.
В письменных возражениях на доводы кассационной жалобы, государственный обвинитель Султангареев В.А., не соглашаясь с доводами осужденного, просит приговор оставить без изменения.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения государственного обвинителя, находит приговор в отношении Булатова С.А. законным, обоснованным и справедливым по следующим основаниям.
Вывод суда первой инстанции о виновности Булатова С.А. в совершении преступлений в отношении потерпевшего С. основан на доказательствах, имеющихся в материалах дела, непосредственно исследованных в судебном заседании.
Так, сам осужденный Булатов С.А. неоднократно рассказывал об обстоятельствах убийства потерпевшего, как они изложены в приговоре, и подтвердил свои показания в судебном заседании полностью.
В подтверждение вывода о виновности Булатова С.А. в приговоре приведены показания Ш., К., К., Д., сведения, содержащиеся в протоколах осмотра места происшествия, осмотра и изъятия одежды и других предметов потерпевшего и осужденного, актах экспертиз и других письменных источниках.
Согласно актам судебно-медицинской, судебно-биологической, медико-криминалистической экспертиз, смерть С. наступила от острой потери крови в результате ножевых ран в области шеи с повреждением наружной и внутренней яремной вены. У потерпевшего при освидетельствовании обнаружены телесные повреждения отростка грудины, переломы 3-10 ребер справа, 3-7 ребер слева, множественные поверхностные резаные раны на шее, ушибленные раны на груди. Пятна на брюках Булатова образовались от крови, происхождение которой от С. не исключается. Волокно, обнаруженное в срезах ногтевых пластин Булатова, соответствует волокнам, входящим в состав ткани пиджака потерпевшего С.
Что касается довода об отсутствии у Булатова умысла на убийство, то они приведены без учета, что им не оспариваются факты приискания орудия убийства и удержание потерпевшего, когда участник лишению жизни наносил удары в шею с повреждением яремной вены.
Как видно из протокола судебного заседания, защиту осужденного осуществлял профессиональный адвокат, суд первой инстанции обеспечил участникам процесса возможность в полной мере пользоваться своими правами, тщательно проверил обстоятельства убийства, исследовал все доказательства, дал им надлежащую оценку в приговоре, как каждому в отдельности, так и в совокупности.
В протоколе судебного заседания отсутствуют сведения о каких-либо заявлениях участников процесса о нарушении закона при исследовании в судебном разбирательстве уголовного дела.
Другие обстоятельства, излагаемые в жалобе осужденного, приведены без учета других собранных доказательств.
С учетом приведенных выше доказательств нельзя согласиться с тем, что осужденному следует назначить судебно-психиатрическую экспертизу.
При производстве по уголовному делу по факту смерти потерпевшего не возникали сомнения в психической полноценности Булатова, не было заявлено и ходатайство о назначении ему судебно-психиатрической экспертизы.
Суд с учетом материалов дела обоснованно пришел к выводу об отсутствии необходимости в проведении судебно-психиатрической экспертизу осужденному Булатову.
Таким образом, оснований подвергать сомнению правильность исследования материалов дела, достоверность доказательств и вывод о виновности Булатова в совершении убийства потерпевшего при участии невменяемого лица, содержащийся в приговоре, судебная коллегия не находит.
Приведенные в кассационной жалобе доводы осужденного не опровергают вывод о его виновности в совершении преступления в отношении потерпевшего.
Доводы кассационной жалобы Булатова С.А. о нарушении его права на защиту назначенным ему адвокатом опровергаются сведениями, содержащимися в протоколе судебного заседания.
Оснований для отмены приговора и направления дела на новое судебное рассмотрение, как об этом осужденный просит в кассационной жалобе, не имеется.
Не основаны на материалах дела и доводы жалобы о том, что показаниям допрошенных лиц и другим доказательствам судом дана неправильная оценка.
Всем показаниям, а также сведениям, содержащимся в актах экспертиз, как и в других источниках, судом дана соответствующая оценка в совокупности, как того требует закон.
Анализ приведенных в приговоре и других доказательств, имеющихся в материалах дела, свидетельствует о том, что суд правильно установил фактические обстоятельства дела, касающиеся содеянного и самого осужденного.
Органами следствия при производстве предварительного расследования и судом при рассмотрении дела в судебном заседании каких-либо нарушений закона, влекущих отмену или изменение приговора, допущено не было, обстоятельства дела расследованы полно, все доказательства исследованы непосредственно в судебном заседании.
Совершенным осужденным Булатовым С.А. преступлениям дана правильная правовая оценка. Оснований для иной квалификации не имеется.
Правильно приведены в приговоре обстоятельства, влияющие на назначение наказания, в том числе и те, на которые ссылается Булатов С.А. в кассационной жалобе.
Назначенное наказание является справедливым с учетом характера совершенного преступления, обстоятельств дела и данных о личности Булатова С.А.
Оснований для смягчения наказания, или отмены приговора, как об этом осужденный просит в кассационной жалобе, также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Верховного суда Республики Башкортостан от 31 октября 2003 года в отношении Булатова С.А. оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 23 марта 2004 г. N 49-О03-111
Текст определения официально опубликован не был