Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 3 марта 2005 г. N 49-О04-85
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Ермилова В.М.
судей Борисова В.П. и Балюшкина В.А.
рассмотрела в судебном заседании кассационные жалобы осужденных Корниенко И.В., Устюгова А.Н. и Гасанова М.Г.О., а также кассационное представление заместителя прокурора РБ Гатауллина В.Ф. на приговор Верховного суда Республики Башкортостан от 13 октября 2004 года, которым
Корниенко И.В., судимый 31.07.2001 г. по ст. 158 ч. 2 п.п. "а, в" УК РФ к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года,
осужден по ст. 105 ч. 2 п.п. "д, ж, з" УК РФ на 14 лет лишения свободы. На основании ст. 70 УК РФ окончательно назначено 15 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Устюгов А.Н., судимый 18.02.1998 г. по ст. 30 ч. 3 (в приговоре ошибочно указано ст. 33 ч. 2), 158 ч. 2 п.п. "а, в" УК РФ к 3 годам лишения свободы, освобожден 10.07.2000 году по отбытии срока наказания,
осужден по ст.ст. 33 ч. 5, 105 ч. 2 п.п. "ж, з" УК РФ на 13 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Гасанов М.Г., судимый 22.04.2003 г. по ст. 111 ч. 1 УК РФ к 3 годам лишения свободы,
осужден по ч. 1 ст. 30, ч.ч. 4 и 5 ст. 33, 105 ч. 2 п. "з" УК РФ на 10 лет лишения свободы. На основании ст. 69 ч. 5 УК РФ окончательно назначено 12 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Заслушав доклад судьи Борисова В.П., изложившего обстоятельства дела, выслушав осужденных Корниенко И.В., Устюгова А.Н., Гасанова М.Г.О. и адвокатов Арсланова А.А., Рубакина С.А., поддержавших доводы жалоб, мнение прокурора Аверкиевой В.А., полагавшей исключить из приговора указание суда о наличии у Корниенко рецидива преступлений, а в остальном приговор оставить без изменения, судебная коллегия установила:
Гасанов признан виновным в приготовлении к убийству по найму в форме подстрекательства и пособничества.
Корниенко и Устюгов признаны виновными в том, что Корниенко при пособничестве Устюгова совершили убийство Б. с особой жестокостью, группой лиц по предварительному сговору, по найму.
Преступления совершены 13 декабря 2001 года и 21 ноября 2002 года ... при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В судебном заседании осужденные Корниенко, Устюгов и Гасанов вину не признали.
В кассационном представлении заместитель прокурора Республики Башкортостан Гатауллин В.Ф. считает приговор в отношении Корниенко и Устюгова незаконным и подлежащим изменению, поскольку полагает, что суд правильно установив обстоятельства дела, неверно квалифицировал действия Корниенко и Устюгова. Утверждает, что поскольку Ш. принимавшая участие в убийстве потерпевшей Б. признана невменяемой и дело в отношении ее выделено в отдельное производство, действия Корниенко и Устюгова необоснованно квалифицированы по признаку "группой лиц по предварительному сговору". В связи с этим предлагает исключить из обвинения Корниенко и Устюгова данный квалифицирующий признак убийства. Кроме того, предлагает исключить из описательно-мотивировочной части приговора в отношении Корниенко указание суда о наличии у него рецидива преступлений, поскольку он был ранее судим к условной мере наказания.
В заявлении адвокат Арсланов А.А. указывает, что с представлением заместителя прокурора об исключении из приговора указания суда о наличии у Корниенко рецидива преступлений, он согласен.
В кассационных жалобах (основных и дополнительных):
осужденный Гасанов указывает, что не совершал вмененного ему преступления. Подробно излагая обстоятельства дела, указывает, что ни в каком сговоре с Ш. и Г. не состоял, что Ш. убивать Б. его не просила, он также не заставлял Г. убивать потерпевшую. Утверждает, что Г. является наркоманкой и его оговаривает, с целью самой уйти от ответственности. Что это она ударила потерпевшую ножом по просьбе Ш., пообещавшей ей деньги. Он в этом участие не принимал. С учетом изложенного просит приговор в отношении него отменить и дело прекратить;
осужденный Устюгов считает назначенное ему наказание не справедливым. Утверждает, что суд взял в основу обвинительного приговора противоречивые показания осужденного Корниенко. Указывает, что он ранее не был знаком со Ш., что поехал по ее просьбе ... для того чтобы разобраться с ее мужем. О том, что совершается убийство Б. он не знал, так как находился рядом с потерпевшим С. в другой комнате. Денег от Ш. не получал. Утверждает, что прежняя судимость у него погашена, а суд не учел это при назначении ему наказания. Просит приговор отменить, а дело направить на новое судебное рассмотрение;
осужденный Корниенко указывает о своем не согласии с приговором. Утверждает, что основной свидетель С. в своих показаниях указывал, что видел, как наносили удары потерпевшей Ш. и Устюгов, но не видел, как наносил удары он, Корниенко. О нанесении им ударов говорят только Устюгов и Ш. считает, что они оговаривают его с целью самим уйти от ответственности. Указывает, что на следствии к нему применялись недозволенные методы, и он оговорил себя. Считает, что предварительное следствие и судебное разбирательство велись предвзято. Утверждает, что не установлено точное время совершения преступления. Указывает, что удары ножом потерпевшей он не наносил, это делала Ш., что при избиении Б. никакой молоток или кувалда не применялись. Полагает, что это подтверждается показаниями С. о том, что он видел нож у Ш., которая наносила им удары потерпевшей. Считает, что суд неверно изложил показания потерпевшего С.. По делу еще проходит кувалда, но на ней следов крови нет. Утверждает, что никакого сговора на убийство между ними не было, что об истинных намерениях Ш. он не знал, поехал с ней только для того, чтобы помочь разобраться с мужем. Считает, что незаконно признали в его действиях рецидив преступлений. По этим основаниям просит приговор отменить.
В возражениях на кассационные жалобы осужденных потерпевший С. указывая на несостоятельность изложенных в них доводов, просит оставить их без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, кассационных жалоб, а также возражения на них, судебная коллегия находит вывод суда о виновности Корниенко, Устюгова и Гасанова в совершении преступлений основанным на исследованных в судебном заседании доказательствах, анализ которых содержится в приговоре.
Так, из показаний свидетеля Г. усматривается, что она сожительствовала с Гасановым, прожили они около 5 лет, у них имеется общий ребенок. К ним приезжала подруга ее матери, Ш., которая жаловалась на свою жизнь, говорила, что муж изменяет, и попросила её проследить за Б., чтобы узнать, где она встречается с её мужем. Она следила за Б. где-то около недели, но ни разу не видела, чтобы она встречалась с мужем Ш. Это было осенью 2001 года. При разговоре её мать рассказала Ш. о Гасанове, что тот судимый. Тогда Ш. спросила ее, сможет ли Гасанов для нее сделать что-нибудь с Б., речь шла о том, чтобы припугнуть или ударить Б. Она предложила Ш. самой поговорить с Гасановым. После чего Ш. и Гасанов вышли и разговаривали в машине. Потом Гасанов рассказал, что Ш. попросила найти людей, кто бы мог убить Б. и они ездили к кому-то, но те попросили очень большую сумму, и Ш. отказалась от их услуг. После Ш. предложила Гасанову сделать это за ... рублей и автомобиль, а также обещала решить вопрос с квартирой. Гасанов согласился, и после этого, по предложению Ш. она Гасанову несколько раз показала Б. Хотя Гасанов согласился, но он боялся, говорил, что судим и если его арестуют, то дадут большой срок. Стал заставлять, чтобы это сделала она. Говорил, что сильно хочет получить машину и квартиру, и что за 4 года очень много потратился на них с матерью и если она это не сделает, то её порежет или изуродует лицо. За эти годы Гасанов её часто избивал, она боялась его, поэтому угрозу восприняла реально. Через неделю после этого разговора, 13 декабря 2001 года, вечером, приехала Ш. и привезла черную куртку, брюки и перчатки. Гасанов эти вещи одел, и на машине Ш. подъехали к женской консультации. Ш. предполагая, что убийство будет совершать Гасанов, передала тому нож, а ей велела взять такси и ждать Гасанова. Она была одета в свою одежду, в темную куртку, черные брюки и в красные кроссовки. Оставив их около женской консультации, Ш. уехала. После чего Гасанов передал ей нож и сказал, чтобы она ударила ножом Б. Когда Б. вышла и пошла, она пошла за ней. Она не хотела убивать Б. но и ослушаться Гасанова боялась, поэтому решила нанести удар так, чтобы это было не опасно для здоровья. Догнала женщину и ударила ножом в нижнюю часть тела, в область ягодицы. Это сделала, чтобы не повредить жизненно важные органы. После чего побежала, нож остался на теле Б. поймала такси и уехала домой. Через несколько дней приехала Ш., и, сказав, что работа сделана плохо, денег не дала. Впоследствии Ш. отдала Гасанову... рублей частями в течение года.
Из показаний осужденного Корниенко, данных на предварительном следствии и признанных судом достоверными, видно, что в октябре 2002 г. в г. ... он познакомился со Ш. В ноябре 2002 г. Ш. стала жаловаться на жизнь. Говорила, что у нее была близкая подруга, которая увела у нее мужа, и эту подругу необходимо проучить. Вечером 20 ноября 2002 г. он встретился со Ш. Она стала говорить, что необходимо съездить в ... и уничтожить любовницу мужа. После этого они заехали к ранее незнакомому мужчине по имени "С.", Ш. с ним о чем-то поговорила. Затем они втроем вышли из дома, сели в автомобиль и поехали за город. Автомобилем управляла Ш. Приехали в какой-то поселок и остановились. Ш. передала ему нож, С. дала монтировку, а сама взяла увесистый молоток. Также Ш. дала им капроновые чулки, которые он, С. и Ш. одели на головы. После этого Ш. привела их к каким-то воротам. Через ворота они прошли во двор, далее, взломав запоры на дверях, проникли в дом. На кухне он нащупал выключатель и включил свет. Слева от входа имелся дверной проем, и он вошел туда. В комнате с кровати соскочила женщина и кинулась на него. Женщина стала бить его по лицу. Он стал обороняться. В процессе борьбы они оказались в центре комнаты и упали на кровать. Он достал из кармана нож, который передала ему Ш. и стал наносить им удары женщине по различным частям тела. Затем он увидел кровь на кровати, испугался, выбежал из комнаты, а затем из дома. Нож он выронил в комнате. Вслед за ним из дома выбежали Ш. и Саша. Они втроем сели в автомобиль и уехали в .... В салоне автомобиля он увидел дамскую сумочку, которой до этого не было. В городе Ш. дала ему ... рублей. Через несколько дней Ш. дала ему еще ... рублей. В декабре 2002 г. Ш. давала ему золотые украшения: брошь в виде бабочки, женское кольцо, серьги. Золотые украшения он продал (т. 2 л.д. 33-42).
Из показаний осужденного Устюгова, также данных на предварительном следствии и признанных судом достоверными, следует, что с 1991 г. он знает Ш. Поздно вечером 20.11.2002 г. к нему домой пришли Ш. и Корниенко. Ш. сказала, что нужно избить Б., проживающую в ..., попросила его поучаствовать в избиении Б., подстраховать ее и Корниенко в зависимости от ситуации. Он согласился. После разговора они на автомобиле под управлением Ш. приехали в какой-то поселок, и остановились. Ш. передала ему и Корниенко две монтировки для того, чтобы избивать ими Б. Также Ш. дала им капроновые чулки, которые он, Корниенко и Ш. одели на головы. Ш. повела их за собой и привела их к какому-то дому, заявила, что в доме вместе с Б. живет дед. Через ворота они прошли во двор, далее, взломав запоры на дверях, проникли в дом. Ш. на кухне включила свет. Корниенко прошел в комнату, расположенную слева от входа, а он и Ш. прошли в зал. В зале с дивана соскочил старик и стал кричать. Он ударил старика монтировкой по голове и сказал, чтобы тот сидел тихо. Ш. в комнате взяла телефон и вместе с ним вышла на кухню, он проследовал за ней. Из кухни он увидел, что в расположенной слева от входа комнате на кровати лежит женщина. На женщине верхом сидел Корниенко и наносил женщине удары правой рукой по голове и груди. Что было в руках у Корниенко, он не видел. В комнате за кроватью у стены стоял маленький мальчик и плакал. Он сказал, чтобы мальчик шел к деду и тот убежал. На кровати он увидел пятна красно-бурого цвета, понял, что это кровь. Корниенко избивал женщину около 2 минут. После этого они втроем вышли из дома, сели в автомобиль и уехали.... Из дома Ш. с собой забрала телефонный аппарат и дамскую сумочку. После этого Ш. приезжала к нему домой в декабре 2002 г., сообщила ему о смерти Б. Также Ш. дала ему ... рублей в качестве благодарности за участие в нападении и избиении Б.
Признавая эти показания достоверными, суд обоснованно указал, что они согласуются с показаниями потерпевшего С. свидетелей К., А., М. подробно изложенными в приговоре.
Кроме вышеизложенных показаний, по делу имеются и другие, приведенные в приговоре доказательства вины осужденных, признанные судом достоверными, в частности протоколы осмотра мест происшествия, заключения экспертиз.
Доводы кассационного представления заместителя прокурора РБ Гатауллина В.Ф. о том, что поскольку дело в отношении Ш. выделено в отдельное производство в связи с ее психическим заболеванием, поэтому действия Корниенко и Устюгова не могут быть квалифицированны как "совершенные группой лиц по предварительному сговору", не основаны на законе, поскольку в соответствии со ст. 35 УК РФ убийство признается совершенным группой лиц, когда два или более лица действуя совместно с умыслом, направленным на совершение убийства, непосредственно участвовали в процессе лишения жизни потерпевшего.
Утверждения осужденных Корниенко, Устюгова и Гасанова о непричастности к вмененным им преступлениям, опровергается вышеизложенными доказательствами.
Доводы осужденного Устюгова о том, что прежняя судимость у него погашена, являются не состоятельными, поскольку в соответствии со ст. 86 УК РФ у него судимость должна была быть погашена в 2003 году, а он совершил данное преступление в ноябре 2002 года.
Не состоятельны и доводы жалоб осужденного Корниенко об искажении судом показаний потерпевшего С. поскольку, как видно из протокола судебного заседания и приговора, показания потерпевшего были зафиксированы в точном соответствии, их искажения судом допущено не было.
Что касается доводов Корниенко и Устюгова о том, что у них не было предварительного сговора, то они являются не обоснованными, поскольку, как установил суд, о наличии предварительного сговора на убийство Б. между Ш. и Корниенко свидетельствует то, что Ш. заранее подготовила орудия убийства, между участниками нападения заранее были распределены роли, где Устюгов должен был изолировать С. облегчая совершение убийства, а Корниенко и Ш. нанести удары Б. с целью лишения ее жизни и соответственно ролям были распределены орудия убийства.
Доводы Корниенко о применении к нему недозволенных методов следствия судом проверялись, и подтверждения не нашли.
Материалы дела исследованы с достаточной полнотой, дана оценка всем доказательствам, имеющимся в деле, нарушений норм УПК РФ являющихся основанием к отмене приговора, по делу не имеется, оно расследовано и рассмотрено всесторонне, полно и объективно.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и обоснованно пришел к выводу о виновности Корниенко, Устюгова и Гасанова в инкриминируемых им преступлениях.
Их действиям дана правильная юридическая оценка.
При назначении наказания осужденным суд учел общественную опасность содеянного, обстоятельства дела, а также, данные характеризующие их личность.
Вместе с тем, судебная коллегия находит необходимым исключить из описательно-мотивировочной части приговора в отношении Корниенко указание суда о наличии у него рецидива преступлений, поскольку, как правильно указано в кассационном представлении заместителя прокурора РБ, он был ранее судим к условной мере наказания. В соответствии с п. "в" ч. 4 ст. 18 УК РФ осуждение к условной мере наказания при признании рецидива преступлений не учитывается.
Руководствуясь ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Верховного суда Республики Башкортостан от 13 октября 2004 года в отношении Корниенко И.В. изменить, исключить из приговора указание суда о наличии у него рецидива преступлений, в остальном приговор о нем, а также в отношении Устюгова A.Н. и Гасанова М.Г. оставить без изменения, а кассационное представление и кассационные жалобы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 3 марта 2005 г. N 49-О04-85
Текст определения официально опубликован не был