Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 апреля 2004 г. N 5-В03-98
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Кнышева В.П.,
судей Нечаева В.И., Потапенко С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 6 апреля 2004 года истребованное по надзорной жалобе Воротникова А.В. и Наумовой М.А. дело по иску Воротникова А.В. к Управе района "Богородское", Префектуре ВАО г. Москвы, Правительству Москвы, Департаменту муниципального жилья ВАО г. Москвы, Управлению муниципального жилья ВАО г. Москвы, Министерству финансов РФ о предоставлении жилой площади, переданное для рассмотрения в порядке надзора на основании определения судьи Верховного Суда Российской Федерации Потапенко С.В. от 18 марта 2004 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Потапенко С.В., объяснения Воротникова А.В., представителя Наумовой М.А. - Шевякова М.И., поддержавших доводы надзорной жалобы, объяснения представителей Правительства Москвы Никольской Е.В., Департамента жилищной политики г. Москвы Де ле Куэста Н.М., Управы "Богородское" г. Москвы Клюевой О.М., Министерства финансов РФ Лохина В.В., возражавших против доводов надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Воротников А.В. обратился в суд с иском к Управе района "Богородское", Префектуре ВАО г. Москвы, Правительству Москвы, Департаменту муниципального жилья г. Москвы, Управлению муниципального жилья ВАО г. Москвы, Министерству финансов РФ о предоставлении жилой площади, ссылаясь на то, что в октябре 1998 г. он уволен из рядов Вооруженных Сил РФ по организационно-штатным мероприятиям, и в соответствии со ст. 15 Федерального Закона "О статусе военнослужащих" его семья не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства должна быть обеспечена органами местного самоуправления жилым помещением по установленным нормам. По решению Преображенского районного суда г. Москвы от 8.12.99 г. и распоряжению главы районной Управы "Богородское" от 15.04.99 г. N 339-ж его семья, как военнослужащего, уволенного в запас, с августа 1998 г. принята на учет по улучшению жилищных условий. В ноябре 1998 г. его семья прибыла в г. Москву, однако жилая площадь предоставлена не была.
Ответчики иск не признали.
Решением Преображенского районного суда г. Москвы от 09.01.2002 г. иск удовлетворен частично. Суд обязал Управу района "Богородское" и Префектуру ВАО г. Москвы предоставить Воротникову А.В. с семьей из трех человек жилую площадь в пределах г. Москвы по нормам предоставления жилой площади, установленным законодательством Российской Федерации.
В иске к Правительству Москвы, Департаменту муниципального жилья г. Москвы, Управлению муниципального жилья ВАО г. Москвы и Министерству финансов РФ о предоставлении жилой площади Воротникову А.В. отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10.09.2002 г. решение оставлено без изменения.
Постановлением президиума Московского городского суда от 6.03.2003 г. состоявшиеся по делу судебные постановления в части возложения на Префектуру ВАО г. Москвы обязанности по предоставлению Воротникову А.В. с семьей жилой площади отменены и вынесено новое решение об отказе Воротникову А.В. в удовлетворении иска к Префектуре ВАО г. Москвы о предоставлении жилого помещения.
В надзорной жалобе Воротников А.В. и Наумова М.А. просят постановление президиума Московского городского суда от 6.03.2003 г. в части отказа в иске к Префектуре ВАО г. Москвы отменить, и изменить состоявшиеся по делу судебные постановления, включив в состав лиц, обязанных предоставить истцу с членами семьи жилую площадь, Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы и Управление жилищной политики и жилищного фонда ВАО г. Москвы.
Определением заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 15 ноября 2003 г. дело истребовано в Верховный Суд РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит их подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Президиум Московского городского суда допустил существенное нарушение норм материального права.
Президиум Московского городского суда, отменяя решение суда в части обязания Префектуры ВАО г. Москвы предоставить Воротникову А.В. жилое помещение и отказывая ему в удовлетворении иска к Префектуре ВАО г. Москвы о предоставлении жилого помещения, указал, что префектуры административных округов являются территориальными органами исполнительной власти г. Москвы, как субъекта РФ, а ст. 15 Федерального Закона "О статусе военнослужащих" обязанность по предоставлению жилья военнослужащим, уволенным с военной службы, возложена на органы местного самоуправления, каковыми на момент разрешения спора в суде являлись районные Управы.
Однако с таким доводом нельзя согласиться, поскольку жилищным законодательством г. Москвы предоставление жилья по договорам социального найма отнесено к предмету ведения органов государственной власти г. Москвы, а не органов местного самоуправления. Особенности местного самоуправления в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, обусловленные их статусными характеристиками, установленными Конституцией Российской Федерации, были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Согласно правовой позиции, на которой основан ряд его решений (в том числе официально опубликованные определения от 10 ноября 2002 года о прекращении производства по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьи 6 Устава города Москвы, от 6 февраля 2003 года по жалобе гражданина И.А. Карпова на нарушение его конституционных прав положениями статьи 69 Устава города Москвы, статьи 5 Закона города Москвы "О районной Управе в городе Москве" и части 6 статьи 2 Закона города Москвы "О внесении изменений и дополнений в Устав города Москвы"), недопустимо лишение населения данных городских поселений права на местное самоуправление и установление Москвой и Санкт-Петербургом как субъектами Российской Федерации ограничений федеральных гарантий местного самоуправления, если такие ограничения не следуют непосредственно из федерального законодательства.
Что касается соответствующих положений федерального законодательства, предполагающих возможность учета особенностей местного самоуправления в Москве и Санкт-Петербурге (абзац второй пункта 3 статьи 6, абзац четвертый пункта 1 и абзац второй пункта 3 статьи 12 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), то, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, они носят бланкетный характер, отсылают к федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации и не допускают самостоятельного установления Москвой и Санкт-Петербургом как субъектами Российской Федерации ограничений федеральных гарантий местного самоуправления, если такие ограничения не следуют непосредственно из федерального законодательства. При этом - с учетом содержащихся в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" общих запретов подчиненности одного муниципального образования другому (абзац третий пункта 3 статьи 6) и лишения права на осуществление местного самоуправления населения городского, сельского поселения независимо от его численности (абзац третий пункта 1 статьи 12) - предполагается, что соответствующие положения законов и других нормативно-правовых актов Москвы и Санкт-Петербурга как субъектов Российской Федерации не должны приобретать неконституционный смысл, расходящийся с требованиями данного Федерального закона.
Согласно ст. 1 Закона г. Москвы от 10 июля 2002 г. N 40 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 11 марта 1998 года N 6 "Основы жилищной политики города Москвы" (в редакции Закона города Москвы от 12 мая 1999 года N 23-52)" право на жилище граждан Российской Федерации - жителей города Москвы обеспечивается органами государственной власти города Москвы путем предоставления гражданам жилых помещений в жилищном фонде города Москвы пе договорам социального найма, найма и иным договорам, путем содействия гражданам в приобретении, строительстве жилища за счет собственных или заемных средств.
Органы исполнительной власти г. Москвы, включая префектов округов, предоставляли нуждающимся гражданам жилье по договорам социального найма и на момент вынесения решения судом первой инстанции. Их полномочия были основаны на нижеприведенных нормативных правовых актах.
Согласно Положению об административном округе г. Москвы (в редакции распоряжения мэра г. Москвы от 03.07.2001 г.), действовавшему на момент рассмотрения дела в суде, административный округ является территориальной единицей города и образуется для административного управления соответствующей территорией координацией деятельности районных Управ, расположенных на территории административного округа, территориальных подразделений отраслевых и функциональных органов городской администрации, осуществления контроля за исполнением законов и иных нормативных правовых актов города. Префект в пределах переданных ему Мэром Москвы полномочий выполняет исполнительно-распорядительные и координирующие функции, в том числе и принимает решения о предоставлении жилой площади физическим и юридическим лицам (п. 1.1 ст. 1, п. 2.1 ст. 2 п. 3.1.47 ст. 3 Положения).
На основании Положения о Префектуре административного округа города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 03.12.2002 г., и действующим на момент рассмотрения дела президиумом Московского городского суда, префектура, являясь территориальным органом исполнительной власти города Москвы, с учетом предложений управ районов утверждает ежегодную программу округа по обеспечению граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилой площадью; принимает решение о предоставлении гражданам жилой площади (ст. 1, п. 2.2.3.18 Положения).
Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (с изменениями на 8 августа 2003 года), в которых устанавливается единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы (далее соответственно именуются - военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы), и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
В п. 2 этих Правил указано: Настоящие Правила являются обязательными для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на которые возложены функции заказчика организации строительства, приобретения и предоставления за счет средств федерального бюджета жилья, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы.
Префектура Восточного административного округа г. Москвы является органом исполнительной власти г. Москвы, поэтому на ней лежит обязанность предоставить семье уволенного с военной службы Воротникова А.В. жилое помещение.
При таких обстоятельствах постановление президиума Московского городского суда от 6 марта 2003 г. в части отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, возложивших на Префектуру ВАО г. Москвы обязанность по предоставлению Воротникову А.В. с семьей жилой площади и вынесения нового решение об отказе Воротникову А.В. в удовлетворении иска к Префектуре ВАО г. Москвы о предоставлении жилого помещения подлежит отмене с оставлением в силе решения Преображенского районного суда г. Москвы от 9 января 2002 г. и определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 сентября 2002 года.
Другие доводы надзорных жалоб не содержат указания на существенные нарушения норм материального или процессуального права, поэтому не являются основанием для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных постановлений.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 388, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
Постановление президиума Московского городского суда от 6 марта 2003 года в части отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, возложивших на Префектуру ВАО г. Москвы обязанность по предоставлению Воротникову А.В. с семьей жилой площади л вынесения нового решения об отказе Воротникову А.В. в удовлетворении иска к Префектуре ВАО г. Москвы о предоставлении жилого помещения отменить, оставить в силе решение Преображенского районного суда г. Москвы от 9 января 2002 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 сентября 2002 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 апреля 2004 г. N 5-В03-98
Текст определения официально опубликован не был