Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 июня 2003 г. N 5-Г03-47
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Кнышева В.П.
судей Корчашкиной Т.Е., Кеба Ю.Г.
рассмотрела в судебном заседании от 17 июня 2003 г. дело по заявлению Свирского В.В. о признании частично недействующей и не подлежащей применению части 3 статьи 1 закона г. Москвы от 4 декабря 2002 г. N 61 "О внесении изменений в закон города Москвы от 5 июля 1995 г. N 13-47 "О территориальном делении города Москвы"
по кассационной жалобе Свирского В.В. на решение Московского городского суда от 14 марта 2003 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения Свирского В.В., его представителя - Бочарова С.Н., представителей: муниципального Собрания "Пресненский" - Бочарова С.Н. (довер. N 1-д от 2.06.03 г.), мэра г. Москвы - Гвоздевой С.И. (довер. N 4-14-8746 от 14.05.2003 г.), Московской городской Думы - Коданевой С.И. (довер. N 8-23-161/3 от 10.01.2003 г.), заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Свирский В.В. обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству части 3 статьи 1 Закона города Москвы от 04 декабря 2002 года N 61 "О внесении изменений в закон города Москвы от 05 июля 1995 года N 13-47 "О территориальном делении города Москвы" в отношении изменения границ Пресненского района, Тверского района и района Арбат, в той мере, в какой данная статья уменьшает территорию Пресненского района города Москвы, в частности в части:
установления границы Пресненского района города Москвы по осям: Газетного пер., Б. Никитской ул.;
установления границы Тверского района города Москвы по осям: Б. Никитской ул., Газетного пер.;
установления границы района "Арбат" города Москвы по оси ул. Б. Никитской.
Заявление мотивировано тем, что оспариваемым законом города Москвы были изменены границы органа местного самоуправления Районной Управы "Пресненский", тогда как изменение таких границ без учета мнения жителей не допускается. Свирский В.В. проживает в доме N 5 Романов переулок г. Москвы, в результате принятия оспариваемых норм, дом в котором он проживает, стал относиться к району Арбат, где действуют органы местного самоуправления этого района, тогда как ранее дом находился в Пресненском районе г. Москвы, и действовали органы местного самоуправления этого района.
Решением Московского городского суда от 14 марта 2003 г. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Свирского В.В. поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным толкованием и применением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Проанализировав обжалуемые нормы, сопоставив их с другими нормами закона г. Москвы "О территориальном делении города Москвы", Уставом г. Москвы, "Об организации местного самоуправления в городе Москве", федеральным законодательством, суд первой инстанции правильно исходил из того, что законом г. Москвы "О территориальном делении города Москвы" от 05.07.1995 г. N 13-47 установлены территориальные единицы Москвы, которыми являются районы, административные округа и другие части территории города, имеющие наименования и границы, закрепленные правовыми актами Москвы. В ст. 4 названного закона дано описание границ районов, в том числе района Арбат, Тверского и Пресненского районов г. Москвы.
Законами города Москвы от 16.07.1997 г. N 32, от 09.09.1998 г. N 20, от 12.07.1999 г. N 30, от 12.04.2000 г. N 6, от 28.06.2000 г. N 17 вносились изменения в закон города Москвы N 13-47 "О территориальном делении города Москвы", которыми уточнялись границы районов города Москвы, в том числе Пресненского района г. Москвы.
Принятым 04 декабря 2002 года законом города Москвы N 61 "О внесении изменений в закон города Москвы от 05 июля 1995 года N 13-47 "О территориальном делении города Москвы" также изменены границы Пресненского, Тверского районов г. Москвы и района Арбат, в том числе установлены границы: Пресненского района города Москвы по осям: Газетного пер., Б. Никитской ул.; Тверского района города Москвы по осям: Б. Никитской ул., Газетного пер.; района Арбат города Москвы: по оси Б. Никитской ул.
Действительно, как установил суд, в соответствии с новой редакцией статьи 4 закона города Москвы от 05.07.1995 г. N 13-47 "О территориальном делении города Москвы" дом N 5 по Романову пер. г. Москвы (в котором проживает заявитель) стал находиться на территории района Арбат г. Москвы, тогда как ранее относился к территории Пресненского района г. Москвы.
Часть 1 статьи 15 Устава г. Москвы предусматривает, что территориальными единицами города Москвы являются районы и административные округа, имеющие наименования и границы, закрепленные правовыми актами города Москвы.
В соответствии с п. "л" ч. 2 ст. 5 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации устанавливается административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения.
Согласно ч. 2 ст. 16 Устава города Москвы образование, преобразование и упразднение районов, присвоение им наименований, установление и изменение их границ осуществляется Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы.
Исходя из изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что Московская городская дума, принимая закон о внесении изменений в ранее принятый ею закон об установлении границ административно-территориальных единиц города Москва, действовала в пределах компетенции, предоставленной федеральным законодательством и Уставом города Москвы.
При этом, ни федеральный закон, ни Устав города Москвы не содержат положений, устанавливающих обязанность произвести учет мнения населения при принятии решения об образовании, преобразовании или упразднении районов, присвоении им наименований, установлении и изменении их границ.
Ссылка заявителя на то, что оспариваемая норма принята в нарушение ч. 2 ст. 13 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которой, изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий, правомерно признана судом не состоятельной, поскольку согласно ст.ст. 6, 16, 54 Устава г. Москвы, ч. 2 ст. 1 закона города Москвы от 06.11.2002 г. "Об организации местного самоуправления в городе Москве" местное самоуправление в г. Москве осуществляется в границах внутригородских муниципальных образований, создаваемых на территории районов города Москвы. Внутригородское муниципальное образование - часть территории города Москвы, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются собственность муниципального образования, бюджет муниципального образования и выборные органы местного самоуправления.
Таким образом, в городе федерального значения - Москве, местное самоуправление осуществляется в пределах внутригородских муниципальных образований. Ни Устав города Москвы, ни закон города Москвы "Об организации местного самоуправления в городе Москве" не содержат положений, которые устанавливали бы, что границы внутригородских муниципальных образований определяются границами районов города Москвы или должны с ними совпадать.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 03.11.1997 г. по делу о проверке конституционности п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26.11.1996 "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" также высказал суждение о том, что территориальное устройство местного самоуправления жестко не связано административно-территориальным делением, перечень территорий муниципальных образований является открытым и эти территории устанавливаются в соответствии с законами Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.
Довод кассационной жалобы о том, что местное самоуправление в городе Москве осуществляется в границах районов и их изменение влечет автоматически изменение границ муниципальных образований не основан на материалах дела, не следует из текста вышеприведенного законодательства г. Москвы. В тоже время, как установлено судом, закона, определяющего границы внутригородских муниципальных образований, законодателем города Москвы до сих пор не принято.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд, кроме того, правильно сослался на то, что заявитель в соответствии с ч. 1 ст. 247 ГПК РФ в своем заявлении должен был указать, какие его права и свободы нарушены обжалуемыми нормами закона г. Москвы.
Однако Свирским В.В. не представлены доказательства того, что на территории, где он проживает органы местного самоуправления - Районное собрание Пресненского района г. Москвы и Районная Управа Пресненского района г. Москвы не могут осуществлять свои полномочия в связи с принятием обжалуемого закона города Москвы, чем нарушены его права.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360-362 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 14 марта 2003 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Свирского В.В. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 июня 2003 г. N 5-Г03-47
Текст определения официально опубликован не был