Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 августа 2003 г. N 5-Г03-71
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда России в составе
председательствующего В.И. Нечаева
судей Б.А. Горохова и Т.Е. Корчашкиной
рассмотрела в судебном заседании 19 августа 2003 г. кассационные жалобы муниципалитета муниципального образования "Левобережное" г. Москвы и районной управы Дмитровского района г. Москвы на решение Московского городского суда от 6 июня 2003 г., которым им отказано в заявлениях о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению статьи 8, пункта 3 статьи 14, подпунктов 3, 6, 7, 9 пункта 1 статьи 15, подпункта 8 пункта 1 статьи 16, подпункта 1 пункта 1 статьи 19 Закона города Москвы "О бюджете города Москвы на 2003 год" в части включения административных штрафов в доход бюджета города Москвы.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нечаева В.И., объяснения представителей районной управы Дмитровского района г. Москвы Комиссаренко В.С. и муниципалитета муниципального образования "Левобережное" г. Москвы Меньшикова А.И., объяснения представителей Московской городской думы Шемякиной О.Б. и Соминой Е.И., исследовав материалы дела, коллегия установила:
Муниципалитет муниципального образования "Левобережное" г. Москвы и районная управа Дмитровского района г. Москвы обратились в Московский городской суд с заявлениями о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению статьи 8, пункта 3 статьи 14, подпунктов 3, 6, 7, 9 пункта 1 статьи 15, подпункта 8 пункта 1 статьи 16, подпункта 1 пункта 1 статьи 19 Закона города Москвы "О бюджете города Москвы на 2003 год" в части включения административных штрафов в доход бюджета города Москвы.
Определением Московского городского суда от 2 апреля 2003 г. данные заявления объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В судебном заседании 30 мая 2003 г. представители заявителей уточнили требования и просили признать противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению статью 8 в части кода бюджетной классификации 2 070 300 - административные штрафы, включая штрафы за нарушение правил дорожного движения; подпункт 3 пункта 1 статьи 14 в части слов "от взимания штрафов за экологические правонарушения, нарушения санитарных норм и правил"; подпункт 3 пункта 1 статьи 15 в части слов "100 процентов от суммы штрафов за нарушение порядка применения цен и тарифов на территории округа, взысканных государственной инспекцией цен города Москвы и её территориальными подразделениями"; подпункт 6 пункта 1 статьи 15 в части слов "100 процентов штрафов, взыскиваемых с предприятий потребительского рынка и услуг города Москвы, расположенных на территории округа, за допущенные нарушения нормативных правовых актов, правил и норм, регламентирующих предпринимательскую деятельность"; подпункт 7 пункта 1 статьи 15 в части слов "100 процентов штрафов, взыскиваемых за самовольное занятие земельного участка под строительство или реконструкцию, нарушение сроков возврата временно занимаемых земель под строительство или реконструкцию, систематическое не внесение платежей за землю при строительстве, реконструкции, реставрации, капитальном ремонте объектов, расположенных на территории округа"; подпункт 9 пункта 1 статьи 15 в части слов "100 процентов штрафов за несоблюдение действующих правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, расположенного на территории округа, взимаемых государственной жилищной инспекцией города Москвы"; подпункта 8 пункта 1 статьи 16 в части слов "штрафы, взимаемые за нарушение скоростного режима движения транспортных средств в городе Москве"; подпункт 1 пункта 1 статьи 19 в части слов "штрафы от работодателей, не выполнивших условий квотирования рабочих мест" названного Закона г. Москвы.
Рассмотрев дело, суд вынес приведенное выше решение. В кассационных жалобах муниципалитет муниципального образования "Левобережное" г. Москвы и районная управа Дмитровского района г. Москвы просят отменить решение суда и отказать прокурору в заявлении. Кассационные жалобы обоснованы тем, что оспариваемые нормы нарушают федеральное законодательство, по которому административные штрафы являются источниками дохода муниципальных образований и не должны поступать в бюджет города Москвы. Обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. К неналоговым доходам относятся средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия (абз. 3 ч. 4 ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
По части 1 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации.
Содержание данной правовой нормы не исключает возможность зачисления штрафов в бюджет субъекта Российской Федерации, если это предусмотрено законодательными актами Российской Федерации. Для города Москвы таким актом является Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г., в последующих редакциях.
Согласно ч. 2 п. 3 ст. 6 настоящего Федерального закона в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
По смыслу приведенной правовой нормы, поскольку городу Москве предоставлено право определять законами предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований и источники доходов местных бюджетов, представительный орган города Москва вправе был принять закон, оспоренные нормы которого предусматривают зачисление административных штрафов в доход бюджета города Москвы.
В судебном заседании полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, всем доводам заявителей суд дал оценку. Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия определила:
оставить решение Московского городского суда от 6 июня 2003 г. без изменения, кассационные жалобы муниципалитета муниципального образования "Левобережное" г. Москвы и районной управы Дмитровского района г. Москвы без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 августа 2003 г. N 5-Г03-71
Текст определения официально опубликован не был