Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 22 октября 2003 г. N 5-О03-221
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Ермилова В.М.
судей Бурова A.A. и Борисова В.П.
рассмотрела в судебном заседании от 9 октября 2003 года кассационную жалобу осужденного Израилова С.С. на приговор Московского городского суда от 12 августа 2003 года, которым Израилов С.С.
- осужден к лишению свободы по ст. 222 ч. 1 УК РФ на 3 года, по ст. 162 ч. 2 п. "г" УК РФ на 8 лет с конфискацией имущества, по ст.ст. 30 ч. 3 и 105 ч. 2 п.п. "а, б" УК РФ на 9 лет и по совокупности преступлений на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ путём частичного сложения наказаний на 13 (тринадцать) лет в исправительной колонии строгого режима с конфискацией имущества.
По ст.ст. 30 ч. 1 и 166 ч. 1 УК РФ Израилов С.С. оправдан за отсутствием в его действиях состава преступления.
Заслушав доклад судьи Бурова A.A., объяснения осужденного Израилова С.С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, и мнение прокурора Башмакова A.M., полагавшего приговор оставить без изменения, судебная коллегия установила:
Израилов С.С. осужден за незаконное приобретение, хранение и ношение огнестрельного оружия и боеприпасов.
Он признан также виновным в разбое с применением оружия и покушении на убийство двух и более лиц в связи с выполнением ими общественного долга.
Преступления совершены при указанных в приговоре обстоятельствах.
В судебном заседании Израилов виновным себя не признал.
В кассационной жалобе осужденный Израилов, ставя вопрос о пересмотре дела, утверждает, что пистолет ему подбросили сотрудники милиции. Указывает на нарушение по делу норм уголовно-процессуального закона. Помимо этого судья не давала возможности его адвокату задавать вопросы, оказывала моральное давление на него, Израилова, заведомо зная о состоянии его здоровья. Ссылается на рассмотрение дела в отсутствие главных свидетелей. Указывает на то, что суд при назначении наказания не учёл состояние его здоровья и первую судимость, а также на чрезмерную жестокость приговора и его необоснованность.
Государственный обвинитель Новичкова в возражениях на кассационную жалобу осужденного Израилова просит оставить её без удовлетворения.
Проверив материалы дела и обсудив приведенные в кассационной жалобе доводы, судебная коллегия находит вывод суда о виновности Израилова обоснованным, подтверждённым исследованными судом доказательствами, анализ которых дан в приговоре, а доводы жалобы - неосновательными.
Как видно из показаний потерпевших М., М., М. и К (последних двоих на предварительном следствии), осужденный Израилов 15 декабря 2002 года совершил разбойное нападение, в процессе которого под угрозой пистолета, из которого произвёл выстрел, завладел деньгами в сумме ... рублей, а затем при задержании, произведя в них 6 выстрелов из данного пистолета, ранил М., М., М. и К.
В деле нет данных, которые давали бы основание признать, что указанные потерпевшие оговорили осужденного Израилова.
Показания названных потерпевших объективно подтверждены протоколами опознания М., М. и М. осужденного Израилова как лица, совершившего разбойное нападение и стрелявшее в них из пистолета, показаниями свидетелей В., К., Р. и А., подробно рассказавших об обстоятельствах, при которых осужденных Израилов, угрожая пистолетом, совершил разбойное нападение, требуя передачи денег, которые находились в кассе ЗАО "...", и, завладев деньгами, ушёл с места происшествия, а затем узнавших, что во время задержания Израилов стрелял в потерпевших из пистолета и ранил их, показаниями свидетеля К., узнавшего от Израилова, что имеющийся у него пистолет является боевым и он его купил ... и постоянно носил с собой, показаниями свидетеля Б., который составлял протокол изъятия у Израилова пистолета, в котором находились патрон и гильза и которому Израилов также сообщил, что пистолет принадлежит ему и именно из него он производил выстрелы в потерпевших.
Помимо этого показания потерпевших подтверждены протоколом обнаружения и изъятия у осужденного Израилова при его личном обыске пистолета, в патроннике которого находилась гильза, а в магазине пистолета - патрон, заключением эксперта-баллиста о том, что изъятый у осужденного пистолет является огнестрельным оружием, изготовленным самодельным способом, пригоден для производства выстрелов патронами калибра 9 мм к пистолету ПМ, две гильзы стреляны из этого пистолета, а представленный патрон калибра 9 мм относится к боеприпасам, заключением физико-технической экспертизы, из которого видно, что на внутренней поверхности одного из фрагментов карманов изъятой у Израилова куртки обнаружено повышенное содержание железа, что позволяет предположить возможность непосредственного контакта с предметом, в составе которого в качестве основного следообразующего компонента содержится железо и которым мог быть пистолет, изъятый у осужденного, заключениями судебно-медицинских экспертов о характере и степени тяжести причинённых потерпевшим М., М., М. и К. телесных повреждений, а также другими доказательствами, полно и правильно приведенными в приговоре.
Помимо этого сам осужденный Израилов на предварительном следствии при допросе в качестве подозреваемого также подробно рассказал об обстоятельствах, при которых он с использованием приобретенного ... пистолета совершил разбойное нападение, завладел деньгами, а затем при задержании произвёл выстрелы в потерпевших.
Нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, при проверке материалов дела не установлено.
Не установлено и нарушений судом гарантированного законом права осужденного Израилова на защиту.
Как видно из протокола судебного заседания, рассмотрение дела продолжалось только после того, как врач скорой помощи после освидетельствования осужденного Израилова давал заключение о его дальнейшем участии в судебном заседании.
Кроме того, из протокола судебного заседания усматривается, что суд не ограничивал адвоката осужденного задавать вопросы, касающиеся существа предъявленного Израилову обвинения.
Суд проверил показания Израилова относительно того, что пистолет был подброшен ему сотрудниками милиции, и обоснованно пришёл к выводу, что само по себе то обстоятельство, что действия сотрудника милиции, положившего пистолет в карман куртки осужденного, не влияют на то, кому данный пистолет принадлежал, поскольку по делу установлено, что именно принадлежащий Израилову пистолет был у него изъят при задержании.
Показания потерпевших М., М., свидетелей В., А., Р., К. и К. оглашены в соответствии с требованиями ст. 281 УПК РФ.
Таким образом, вывод суда о виновности осужденного Израилова основан на добытых по делу доказательствах, достоверность которых не вызывает сомнений у кассационной инстанции.
Указанный вывод суда не опровергает то обстоятельство, что дело было рассмотрено в отсутствие ряда допрошенных на предварительном следствии лиц, поскольку вина Израилова доказана всеми другими приведенными в приговоре доказательствами.
Юридическая квалификация содеянного им является правильной.
Наказание осужденному Израилову назначено в соответствии с требованиями закона, с учётом содеянного, данных о личности, всех смягчающих наказание обстоятельств, в том числе и названных в жалобе, и судебная коллегия не находит оснований для его снижения.
Поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Московского городского суда от 12 августа 2003 года в отношении Израилова С.С. оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 22 октября 2003 г. N 5-О03-221
Текст определения официально опубликован не был