Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 11 июля 2006 г. N 5-О06-58
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Шурыгина А.П., судей - Дзыбана А.А. и Анохина В.Д.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационным жалобам осужденных Борякова Е.С. и Кривошеева А.Е. на приговор Московского городского суда от 19 апреля 2006 года, которым:
Боряков Е.С.,
осужден к лишению свободы по ст. 111 ч. 1 УК РФ к 5 годам, ст. 105 ч. 2 п.п. "в, ж, к" УК РФ к 11 годам.
На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений окончательно Борякову Е.С. назначено наказание в виде лишения свободы на срок 12 лет 6 месяцев в исправительной колонии строгого режима.
Кривошеев А.Е.,
осужден по ст. 105 ч. 2 п.п. "в, ж, к" УК РФ к 10 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Заслушав доклад судьи Дзыбана А.А., выступление осужденных Борякова и Кривошеева, в защиту их интересов адвокатов Богачевой Н.Ю. и Озеровой И.Л. по доводам кассационных жалоб, прокурора Башмакова А.М. полагавшего исключить осуждение Борякова и Кривошеева по пункту "в" ч. 2 ст. 105 УК РФ, в остальном приговор суда оставить без изменения, судебная коллегия установила:
при обстоятельствах изложенных в приговоре суда признаны виновными в совершении ...:
в один из дней февраля 2005 года Боряков в ходе ссоры с Л., его избиения, нанесения не менее 9 ударов ножом по различным частям тела с причинением тяжкого вреда здоровью;
на следующий день после причинения телесных повреждений, Боряков и Кривошеев убийства Л., заведомо для виновных находящегося в беспомощном состоянии, группой лиц по предварительному сговору, с целью скрыть другое преступление.
В судебном заседании Боряков виновным себя признал частично, Кривошеев вину не признал.
В кассационных жалобах:
осужденный Кривошеев А.Е. указывает о своем несогласии с приговором, считает что суд дал неверную оценку доказательствам, в основу приговора положил показания свидетелей, которые очевидцами преступлений не были. При этом не были учтены его доводы о том, что в результате угроз со стороны Борякова свидетели оговорили его, и он был вынужден признаться в совершении убийства, к которому отношения не имеет. Утверждает, что мотива для совершения убийства потерпевшего у него не было. Просит приговор суда изменить, переквалифицировать его действия на ст. 316 УК РФ, смягчить наказание;
осужденный Боряков Е.С. выражает несогласие с приговором, так, по его мнению, суд не учел, что потерпевший был инициатором драки, вел себя аморально. Выводы суда о его виновности не подтверждаются доказательствами, исследованными в суде. В приговоре не указаны мотивы, по каким основаниям суд принял во внимание одни доказательства и отверг другие, оставлены без внимания противоречия в их показаниях с Кривошеевым при проведении следственных экспериментов. Просит признать в качестве обстоятельства смягчающего ответственность аморальность поведения потерпевшего, исключить из обвинения признак совершение убийства группой лиц по предварительному сговору и смягчить наказание.
В возражениях на кассационные жалобы государственный обвинитель Евдокимова О.Е. указывает о своем несогласии с ними.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений, судебная коллегия находит, что выводы суда о виновности осужденных в совершении преступлений, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на собранных по делу и исследованных в судебном заседании доказательствах.
При этом судом приняты во внимание показания осужденных Борякова и Кривошеева на предварительном следствии о том, что Боряков в ходе ссоры с Л., во время совместного распития спиртных напитков подверг его избиению, наносил удары ножом, а на следующий день, поняв, что тот жив и может сообщить в милицию совместно задушили его с помощью веревки.
Об этом же они подтвердили и при проверки их показаний на месте.
Из показаний свидетелей Р. установлено, что между Боряковым и Л. ночью была ссора, в ходе которой Боряков порезал Л. ножом. Утром Кривошеев предложил задушить Л., чтобы было меньше проблем. Он вышел из квартиры, а когда вернулся кто-то из них сказал, что они задушили Л.
Об участии Кривошеева в убийстве Л. подтвердили свидетели Н., Ш., Л. и Л., которым об этом рассказали сами осужденные.
При проведении очных ставок между свидетелем Ш. и Боряковым, свидетелем Н. и Кривошеевым, как свидетели, так и осужденные полностью подтвердили причастность Кривошеева к убийству. Заявлений о том, что свидетели оговаривают Кривошеева, ни от кого не поступало.
Данные показания обоснованно признаны судом достоверными, поскольку они нашли свое объективное подтверждение протоколом осмотра места происшествия по обнаружению трупа Л. с ножевыми ранениями и веревкой на шее; заключением эксперта о наличии у потерпевшего обширных кровоподтеков и ссадин на лице, разрыва хряща носа, девяти ножевых ранений, четыре из которых относятся к повреждениям, причинившим тяжкий вред здоровью, по признаку опасности для жизни, и наступления его смерти от механической асфиксии.
Доводы осужденного Борякова о оговоре Кривошеева, заявление Кривошеева о том, что он опасался Борякова и поэтому вынужден был себя оговорить, проверены судом и обосновано признаны несостоятельными.
Суд в соответствии с требованиями закона исследовал все показания осужденных, свидетелей, данных ими как в ходе предварительного, так и судебного следствия, указав в приговоре мотивы, по которым принимает как достоверны одни, и отвергает другие. Мотивы принятого решения подробно изложены в приговоре.
Заявление осужденного Кривошеева о наличии существенных различий в их показаниях с Боряковым, проверялось и своего подтверждения не нашло. Как установлено судом, и правильно отражено в приговоре, Боряков и Кривошеев при проверке их показаний на месте дали аналогичные показания о положении Л. в момент удушения, своем расположении и способе удушения веревкой.
Оснований полагать, что причиной избиения Л., а затем и его убийства послужило аморальное поведение потерпевшего, признание данного признака в качестве смягчающего обстоятельства, с учетом исследованных материалов дела у суда не имелось.
На основании этих, а также других доказательств указанных в приговоре, суд пришел к обоснованному выводу о виновности Борякова в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью Л. опасного для жизни, Борякова и Кривошеева в убийстве потерпевшего группой лиц по предварительному сговору, с целью скрыть другое преступление, правильно установив мотивы совершения преступлений.
Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора суда, не имеется.
Вместе с тем, приговор суда подлежит изменению. Боряков и Кривошеев осуждены за убийство лица, заведомо для виновных находившегося в беспомощном состоянии. Такой вывод суда следует признать ошибочным.
Суд не учел, что потерпевший был подвергнут избиению с нанесением ударов ножом Боряковым, и его последующее убийство было вызвано исключительно желанием Борякова и Кривошеева скрыть данное преступление, безотносительно состояния, в котором находился Л.
При таких обстоятельствах, из осуждения Борякова и Кривошеева исключается квалифицирующий признак причинение смерти другому человеку, заведомо для виновного находившегося в беспомощном состоянии, предусмотренный пунктом "в" ч. 2 ст. 105 УК РФ, а назначенное наказание, с учетом внесенных изменений подлежит смягчению.
Других оснований для смягчения наказания, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Московского городского суда от 19 апреля 2006 года в отношении Борякова Е.С. и Кривошеева А.Е. изменить.
Исключить осуждение Борякова Е.С. и Кривошеева А.Е. по пункту "в" ч. 2 ст. 105 УК РФ.
Смягчить наказание по ст. 105 ч. 2 п.п. "ж, к" УК РФ Борякову Е.С. до 10 лет 6 месяцев лишения свободы, Кривошееву А.Е. до 10 лет лишения свободы.
На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений предусмотренных ст. 111 ч. 1, 105 ч. 2 п.п. "ж, к" УК РФ окончательно назначить Борякову Е.С. 12 лет лишения свободы.
В остальном приговор суда оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий: |
Шурыгин А.П. |
Судьи: |
Дзыбан А.А. |
|
Анохин В.Д. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 11 июля 2006 г. N 5-О06-58
Текст определения официально опубликован не был