Заключение Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 51720-5 "О патентных поверенных", внесенный Правительством Российской Федерации
Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рассмотрел в пределах своей компетенции проект федерального закона N 51720-5 "О патентных поверенных" (далее - законопроект), призванный заменить постановление Правительства РФ от 12.02.1993 N 122 "Об утверждении положения о патентных поверенных" (далее - Положение о патентных поверенных). Согласно п. 3 ст. 1247 Гражданского кодекса РФ в качестве патентного поверенного может быть зарегистрирован гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на ее территории. Другие требования к патентному поверенному, порядок его аттестации и регистрации, а также его правомочия в отношении ведения дел, связанных с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, устанавливаются законом. На урегулирование названных правоотношений и направлен проект федерального закона "О патентных поверенных".
Законопроект сохраняет правопреемственность в отношении ряда норм, установленных Положением о патентных поверенных, в том числе:
- сохранены практически все требования, предъявляемые к кандидатам в патентные поверенные;
- сохранена возможность патентного поверенного осуществлять свою деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между патентным поверенным и юридическим лицом;
- об аттестации и регистрации патентных поверенных, контроля за их деятельностью.
Законопроект предусматривает ряд новелл по сравнению с ныне действующими нормами Положения о патентных поверенных, в частности:
- уточнены и более четко сформулированы требования, соблюдение которых необходимо для аттестации и регистрации гражданина в качестве патентного поверенного (эти требования разграничены по сравнению с Положением о патентных поверенных);
- установлена возможность для аттестации в качестве патентных поверенных государственных служащих и лиц, приравненных к ним в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также работников государственных организаций, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности;
- определены требования к форме доверенности на ведение патентным поверенным дел и порядок взаимодействия с федеральным органом исполнительной власти;
- установлены требования к юридическим лицам, которые вправе заключать с заинтересованными лицами возмездные договоры, содержащие поручения по делам, связанным с правовой охраной и защитой результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации;
- определена специализация при сдаче патентными поверенными квалификационного экзамена;
- уточнены обязанности патентного поверенного, меры ответственности патентного поверенного в случае нарушений и другие.
В рамках рассмотрения законопроекта считаем целесообразным высказать отдельные замечания, которые не затрагивают концепцию законопроекта и могут быть учтены при его доработке ко второму чтению.
1. В статье 4 определены требования к юридическому лицу, которое намерено заключать с заявителем, правообладателем или иным заинтересованным лицом возмездный договор, содержащий условия о соответствующем поручении, по делам, связанным с правовой охраной и защитой результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Необходимо учитывать, что перечень результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации определен статьей 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации и выходит за пределы тех объектов, которые определяются специализацией, по которым патентные поверенные сдают квалификационный экзамен и осуществляют свои полномочия. В связи с вышеизложенным положение абзаца 2 статьи 4, по нашему мнению, нуждается в дополнительной конкретизации. При этом требуется уточнить, подпадают ли под действие нормы о "соответствующем поручении по делам, связанным с правовой охраной и защитой результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации" поручения относительно государственной регистрации договоров о распоряжении исключительными правами, в предмет которых входят права на объекты, подлежащие государственной регистрации. В частности, следует учитывать, что такое поручение напрямую не связано с охраной и защитой результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.
2. В пункте 1 статьи 5 предусматривается право поверенного предоставлять консультации по вопросам правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, а также по вопросам, связанным с нарушением исключительного права на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Необходимо учитывать, что нарушения могут затрагивать не только исключительное право, но и личные неимущественные права, а также иные права, например, право авторства изобретателя, право на получение патента, в связи с чем считаем целесообразным заменить термин "исключительного права" на "интеллектуальные права", что соответствует статье 1226 Гражданского кодекса Российской Федерации.
3. Отдельные положения законопроекта, по мнению Комитета, нуждаются в уточнении. В частности, статья 2 определяет круг лиц, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона. К ним относятся юридические лица, с которыми патентные поверенные заключают трудовой договор. Патентные поверенные могут вступать в трудовые отношения не только с юридическими лицами, заключающими договоры, "содержащие условия о соответствующем поручении по делам, связанным с правовой охраной и защитой результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации" и предусмотренные статьей 4 законопроекта, но и иными юридическими лицами в пределах, установленных трудовым законодательством. Такого рода правоотношения не регулируются настоящим федеральным законом.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 51720-5 "О патентных поверенных" с учетом его последующей доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.