Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 июня 2004 г. N 51-Г04-17
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего М.Н. Лаврентьевой,
судей Т.И. Еременко и В.П. Меркулова
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Алтайского края о признании недействующим в части Закона Алтайского края от 8 сентября 2003 года N 39-3C "О пособии гражданам, усыновившим детей" по кассационному представлению прокурора, участвовавшего в деле на решение Алтайского краевого суда от 26 марта 2004 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей решение суда обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Алтайским краевым Советом народных депутатов принят Закон Алтайского края от 8 сентября 2003 года N 39-3C "О пособии гражданам, усыновившим детей". Данным Законом установлено пособие, которое выплачивается из средств краевого бюджета проживающим на территории Алтайского края гражданам, усыновившим детей.
В соответствии с абзацем 1 статьи 1 Закона его действие распространяется на постоянно проживающих, на территории Алтайского края граждан Российской Федерации, которые в установленном порядке усыновили одного или более одного ребенка, находившихся под опекой (попечительством) или патронатом в течение трех и более лет.
Прокурор Алтайского края обратился в суд с заявлением о признании недействующим абзаца 1 статьи 1 указанного Закона в части слов "находившихся под опекой (попечительством) или патронатом в течение трех и более лет" как противоречащего федеральному законодательству со дня принятия, ссылаясь на то, что ограничение прав и свобод человека и гражданина в силу части 3 статьи 55 Конституции РФ может осуществляться только федеральным законом и лишь в определенных случаях. Требование о нахождении ребенка до усыновления под опекой (попечительством) в течение трех и более лет в качестве условия получения государственного пособия в федеральном законе не сформулировано. Также указанное ограничение не соответствует целям государственной политики в интересах детей, указанным в п. 1 ст. 4 Федерального закона РФ от 27 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и положениям п. 1 ст. 27 и ст. 2 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 г. N 1559-1.
Помимо этого оспариваемая норма противоречит ст. 1 ФЗ РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в которой определено понятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отграничение субъектом РФ при оказании мер социальной поддержки определенной части детей является незаконным.
Решением Алтайского краевого суда от 26 марта 2004 года постановлено об отказе в удовлетворении заявления прокурора Алтайского края.
В кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения материального закона.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для его удовлетворения.
Анализ ст. 2 ФЗ от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в совокупности с положениями ст. 31 Бюджетного кодекса РФ и содержанием норм ФЗ от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" свидетельствует, что оспариваемый Закон принят Алтайским краевым Советом народных депутатов в соответствии с полномочиями, предоставленными ему вышеназванным законом, и не противоречит федеральному законодательству. Более того, субъекту РФ, предоставлено, право устанавливать дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.
Установленные пособия гражданам, усыновившим детей, находившихся под опекой (попечительством) или патронатом три и более года является дополнительным к тем пособиям, которые установлены на государственном уровне Российской Федерацией, и выплачивается за счет средств бюджета Алтайского края.
Определение круга лиц, которым оказывается адресная социальная поддержка субъекта Российской Федерации, является правом органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Доводы кассационного представления не опровергают выводов суда.
Нормы оспариваемого Закона не противоречат п. 1 ст. 4 Федерального закона РФ от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" необоснованны, так как цели государственной политики в интересах детей, то есть осуществлению прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущению их дискриминации, упрочению основных гарантий прав и законных интересов детей, а так же восстановлению их прав в случае нарушений, не изменяются.
Положения Конвенции о правах ребенка также согласуются с нормами оспариваемого закона, поскольку предоставляемая в его рамках социальная помощь является дополнительной к оказываемой государством материальной поддержке.
Иные доводы кассационного представления по существу сводятся к переоценке выводов суда об отказе в удовлетворении заявленных требований и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Алтайского краевого суда от 26 марта 2004 года оставить без изменения, а кассационное представление - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Н. Лаврентьева |
Судьи |
Т.И. Еременко |
|
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 июня 2004 г. N 51-Г04-17
Текст определения официально опубликован не был