Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 сентября 2005 г. N 51-Г05-23
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Г.В. Манохиной
судей В.А. Емышевой, А.В. Харланова
рассмотрела в судебном заседании 14 сентября 2005 г. гражданское дело по заявлению прокурора Алтайского края о признании недействующими части 1 пункта 1 в части слов "ежемесячного денежного поощрения", пункта 6 в части установления надбавок за выслугу лет государственному служащему при стаже государственной службы от 5 до 10 лет - 20 процентов, при стаже от 10 до 15 лет - 30 процентов, при стаже государственной службы от 15 лет и выше - 40 процентов должностного оклада, пункта 9 в части слов "трех должностных окладов в год" статьи 16 Закона Алтайского края "О государственной службе Алтайского края" N 72-ЗС от 8 декабря 1997 г. (в редакции от 12 ноября 2004 г. N 44-ЗС) по кассационному представлению прокуратуры Алтайского края на решение Алтайского краевого суда от 6 июня 2005 г., которым в удовлетворении требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В. Манохиной, объяснения представителей администрации Алтайского края Г.А. Руденко и В.А. Зверевой, возражавших против доводов кассационного представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.М. Гермашевой, полагавшей решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении требований прокурора, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Алтайского края обратился в Алтайский краевой суд с заявлением о признании недействующими части 1 пункта 1 в части слов "ежемесячного денежного поощрения", пункта 6 в части установления надбавок за выслугу лет государственному служащему при стаже государственной службы от 5 до 10 лет - 20 процентов, при стаже от 10 до 15 лет - 30 процентов, при стаже государственной службы от 15 лет и выше - 40 процентов должностного оклада, пункта 9 в части слов "трех должностных окладов в год" статьи 16 Закона Алтайского края "О государственной службе Алтайского края" N 72-ЗС от 8 декабря 1997 г. (в редакции от 12 ноября 2004 г. N 44-ЗС), ссылаясь на то, что в нарушение требований пункта 2 статьи 134 Бюджетного кодекса Российской Федерации законом Алтайского края установлены размеры надбавок за выслугу лет и материальной помощи для государственных служащих Алтайского края, превышающие размеры аналогичных выплат для государственных служащих федеральных учреждений, установленных Указом Президента Российской Федерации N 265 от 6 марта 1998 г. "О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти и представительств государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями). Прокурор полагает, что в нарушение вышеприведённых норм государственные служащие Алтайского края находятся в лучших условиях по сравнению с государственными служащими федеральных учреждений.
Кроме того, прокурор указал, что в силу пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации, которому в соответствии со статьёй 131 данного Кодекса предоставляются дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, размеры оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий федеральных государственных служащих и работников федеральных государственных учреждений.
Аналогичное положение закреплено и в части 2 статьи 26.14 Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями).
Алтайский край является получателем финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности. Согласно Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2005 год" в текущем году Алтайскому краю предусмотрено выделить финансовой помощи из федерального бюджета в сумме 10 378 900,3 тыс. руб., поэтому на Алтайский край распространяются ограничения, установленные вышеуказанными правовыми нормами.
Вопросы оплаты труда федеральных государственных служащих в субъекте Российской Федерации регулируются Указом N 265, которым ежемесячное денежное поощрение не предусмотрено в составе денежного содержания государственного служащего, выплата материальной помощи составляет два должностных оклада в год, установлены более низкие, чем для государственных служащих субъекта, проценты надбавок за выслугу лет.
Фонд оплаты труда государственных служащих края и размеры должностных окладов превышают фонд оплаты труда и размеры должностных окладов федеральных государственных служащих, предусмотренные соответственно пунктом 4 Указа N 265 и разделом 1 приложения 1 к данному Указу.
Судом вынесено приведенное выше решение, об отмене которого и принятии нового решения об удовлетворении заявления просит в кассационном представлении прокуратура Алтайского края, полагая, что суд неправильно применил нормы материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, находит его подлежащим удовлетворению, а решение суда - подлежащим отмене по следующим основаниям.
Пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов находится установление общих принципов организации органов государственной власти и местного самоуправления.
Как следует из части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, в силу пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации, которому в соответствии со статьёй 131 данного Кодекса предоставляются дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, размеры оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий федеральных государственных служащих и работников федеральных государственных учреждений.
Статья 16 Закона N 72-ЗС регламентирует вопросы денежного содержания государственного служащего Алтайского края.
Разрешая дело, суд пришел к выводу о том, что размеры оплаты труда государственных служащих субъекта превышают размеры оплаты труда, установленные Указом Президента Российской Федерации N 265 от 6 марта 1998 г. "О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти и представительств государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации" (с последующими изменениями) для федеральных государственных служащих территориального органа федерального органа исполнительной власти межрегионального уровня и субъекта Российской Федерации с численностью населения свыше 1 млн. человек.
Отказывая в удовлетворении заявленных прокурором требований, суд проводил сравнительный анализ оспариваемого Закона края с Указами Президента Российской Федерации N 310 от 9 апреля 1997 г. "О денежном содержании федеральных государственных служащих" (с последующими изменениями) и N 519 от 10 апреля 2004 г. "О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы" (с последующими изменениями).
При этом суд пришел к выводу, что размеры оплаты труда, ежемесячного денежного поощрения и фонда оплаты труда государственных служащих Алтайского края не превышают размеров оплаты труда, ежемесячного денежного поощрения и фонда оплаты труда государственных служащих центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти.
Между тем, данный вывод суда является ошибочным, поскольку применение положений вышеупомянутых Указов Президента Российской Федерации N 310 и N 519 в субъекте Российской Федерации, являющимся дотационным, нельзя признать правильным. Для сравнения были использованы параметры оплаты труда отдельных категорий федеральных служащих - лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы, Администрации Президента Российской Федерации, аппарата палат Федерального Собрания, аппарата Правительства и Управления Делами Президента Российской Федерации. Однако имеются существенные различия в организационной структуре, компетенции, объеме работ федеральных органов законодательной и исполнительной власти и органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Нельзя согласиться с выводом суда о том, что при отсутствии нормативного правового акта федерального уровня, устанавливающего соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, высокодотационный субъект Российской Федерации вправе устанавливать государственным служащим размеры денежного содержания сопоставимые размерам оплаты труда лицам, замещающим отдельные должности государственной службы в центральных аппаратах министерств, федеральных служб, агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, так как при таком подходе к оплате труда государственным служащим дотационного субъекта Российской Федерации не обеспечиваются установленные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, предусмотренные в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ.
Оспариваемыми положениями закона Алтайского края затрагиваются интересы населения края, поскольку согласно статье 86 Бюджетного Кодекса Российской Федерации исключительно из бюджета субъекта Российской Федерации финансируется обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) исполнительной власти области, а также обеспечение реализации региональных целевых программ, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти области, и многие другие расходы, от которых зависит благополучие населения области.
Нельзя признать состоятельным и вывод суда о необходимости применения в данном случае норм трудового, а не бюджетного права, так как статья 134 Бюджетного кодекса Российской Федерации непосредственно касается условий оплаты труда государственных служащих, финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение Алтайского краевого суда об отказе в удовлетворении требования прокурора о признании недействующими оспариваемых положений закона края подлежит отмене.
Учитывая, что судом неправильно применены нормы материального права, Судебная коллегия полагает возможным принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ определила:
решение Алтайского краевого суда от 6 июня 2005 г. отменить.
Принять новое решение, которым часть 1 пункта 1 в части слов "ежемесячного денежного поощрения", пункт 6 в части установления надбавок к должностному окладу за выслугу лет государственному служащему при стаже государственной службы от 5 до 10 лет - 20 процентов, при стаже от 10 до 15 лет - 30 процентов, при стаже государственной службы от 15 лет и выше - 40 процентов должностного оклада, пункт 9 (в части установления выплаты материальной помощи в размере трех должностных окладов в год) статьи 16 Закона Алтайского края "О государственной службе Алтайского края" N 72-ЗС от 8 декабря 1997 г. (в редакции от 12 ноября 2004 г. N 44-ЗС) признать недействующими со дня вступления решения в законную силу.
Председательствующий |
Г.В. Манохина |
Судьи |
В.А. Емышева |
|
А.В. Харланов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 сентября 2005 г. N 51-Г05-23
Текст определения официально опубликован не был