Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 ноября 2005 г. N 51-Г05-28
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Г.В. Манохиной
судей Т.И. Еременко и В.А. Емышевой
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Левченко Л.П. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" по кассационной жалобе Левченко Л.П. и кассационному представлению прокурора Алтайского края на решение Алтайского краевого суда от 3 августа 2005 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Еременко Т.Н., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Е.Л. Воскобойниковой, полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 1 декабря 2004 года N 461 принят Закон Алтайского края N 59-ЗС от 3 декабря 2004 г. "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", официально опубликованный в газете "Алтайская правда" от 11 декабря 2004 года.
Левченко Л.П. обратилась в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 1 статьи 2 названного Закона Алтайского края.
Согласно пункту 1 статьи 2 оспариваемого Закона установлены следующие меры социальной поддержки реабилитированным лицам:
внеочередное оказание медицинской помощи в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения;
оплата в размере 50% стоимости лекарств, приобретаемых по рецептам врачей;
бесплатный проезд в пределах РФ один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом со скидкой 50% стоимости проезда;
оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья, установленной нормативными правовыми актами Алтайского края. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются реабилитированным лицам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от формы собственности, и распространяются на проживающих совместно с ними членов их семей;
оплата в размере 50% коммунальных услуг. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей;
оплата в размере 50% топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления;
первоочередная установка квартирного телефона;
первоочередное вступление в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;
внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания;
бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов в государственных и муниципальных медицинских учреждениях либо в организациях других форм собственности, у индивидуальных предпринимателей в случае отсутствия зубопротезных кабинетов в муниципальных учреждениях здравоохранения по месту жительства, а также льготное обеспечение другими протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном администрацией Алтайского края;
бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения.
В обоснование своих требований заявительница сослалась на то, что она, являясь реабилитированным лицом, оспариваемой нормой Закона лишена права на получение части ранее действовавших мер социальной защиты без какой-либо соразмерной компенсации, что противоречит положениям Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Также в пункт 1 ст. 2 оспариваемого Закона неправомерно не включены следующие меры социальной поддержки жертв политических репрессий: первоочередное получение путевки для санаторно-курортного лечения и отдыха и право на бесплатный проезд на городском транспорте, льготное обеспечение продовольственными и промышленными товарами; погребение реабилитированных лиц за счет государства; предоставление инвалидам бесплатно в пользование транспортного средства.
Решением Алтайского краевого суда от 3 августа 2005 г. в удовлетворении заявленных требований Левченко Л.П. отказано.
В кассационной жалобе Левченко Л.П. просит решение Алтайского краевого суда от 3 августа 2005 г. отменить в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права.
Прокурор Алтайского края, участвующий в рассмотрении дела, в кассационном представлении также просит отменить указанное решение суда по тем же основаниям.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда.
В соответствии с изменениями, внесенными в Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" от 16 октября 1991 года N 1761-I Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "16 октября 1991 года" имеется в виду "18 октября 1991 года"
Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Российская Федерация обеспечивает финансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан, путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Субъект РФ при принятии Закона в пределах своей компетенции не вправе возлагать какие-либо обязательства на РФ или на иной федеральный орган.
Условия принятия органами государственной власти субъектов РФ нормативных правовых актов, устанавливающих меры социальной поддержки реабилитированным лицам, содержатся в Федеральном законе РФ от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральных закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Также обязанность принимать законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, прямо возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации ст. 5 ФЗ от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в редакции ФЗ от 22.08.2004 года N 122-ФЗ.
Суд, проанализировав и сопоставив, положения действующего до 1 января 2005 года Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и оспариваемого Закона Алтайского края сделал обоснованный вывод о том, что имеющиеся ранее у лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, до 1 января 2005 года льготы нашли отражение в законе края в виде конкретных мер социальной поддержки.
Таким образом, при установлении мер социальной поддержки было обеспечено сохранение уровня социальной защиты названной категории лиц.
Отказывая Левченко Л.П. в удовлетворении заявления, суд правильно исходил из того, что требования по существу сводятся к тому, чтобы дополнить список установленных краевым законом льгот жертвам политических репрессий с тем, чтобы он соответствовал уровню льгот, имевшемуся у заявителя в соответствии с Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", в связи с чем они не подлежат удовлетворению, поскольку исходя из принципа разделения государственной власти в Российской Федерации на законодательную, исполнительную и судебную, суд не вправе обязывать органы законодательной или исполнительной власти принимать или дополнять нормативные правовые акты. Кроме того, содержание оспариваемой нормы краевого закона свидетельствует о том, что каждое из положений этой статьи, предусматривающее предоставление конкретной льготы, законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит.
Доводы кассационной жалобы и кассационного представления были предметом обсуждения в суде первой инстанции и обоснованно по основаниям, изложенным в решении суда, признаны неосновательными.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Алтайского краевого суда от 3 августа 2005 г. - оставить без изменения, а кассационную жалобу Левченко Л.П. и кассационное представление прокурора Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Манохина |
Судьи |
Т.И. Еременко |
|
В.А. Емышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 ноября 2005 г. N 51-Г05-28
Текст определения официально опубликован не был