Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 апреля 2004 г. N 52-Г04-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Г.В. Манохиной
судей Т.И. Ерёменко и А.М. Маслова
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Алтай о признании недействующим и не подлежащим применению постановления Правительства Республики Алтай от 09.10.2003 "Об утверждении положения о порядке перевода земель из одной категории в другую до разграничения государственной собственности на землю" на решение Верховного Суда Республики Алтай от 17 декабря 2003 года, которым постановлено: признать недействующим, не подлежащим применению со дня принятия постановления Правительства Республики Алтай N 274 от 09.10.2003 года "Об утверждении Положения о порядке перевода земель из одной категории в другую до разграничения государственной собственности на землю".
Опубликовать принятое решение в газете "Звезда Алтая" со дня вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Ерёменко, заключение прокурора Э.С. Засеевой, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Республики Алтай от 09.10.2003 г. утверждено положение "О порядке перевода земель из одной категории в другую до разграничения государственной собственности на землю". Постановление подписано главой Республики Алтай Председателем Правительства Республики Алтай, опубликовано в газете "Звезда Алтая" N 169-170 от 30.10.2003 г.
Прокурор Республики Алтай обратился в суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению со дня издания данного постановления, ссылаясь на то, что оно противоречит федеральному законодательству, в частности п. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ в соответствии с которым порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. Кроме того, прокурор считает, что указанное постановление принято Правительством Республики Алтай с превышением компетенции, поскольку в сфере земельных отношений согласно ст. 15-1 Закона Республики Алтай "О Правительстве Республики Алтай" правительство вправе осуществлять только перевод земель из одной категории в другую, а по предметам совместного ведения согласно ст. 10 Закона Республики Алтай "О государственном Собрании - Эл Курултай Республики Алтай" законодательное регулирование осуществляет Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай.
По делу постановлено указанное выше решение.
Представитель Правительства Республики Алтай по доверенности подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Разрешая спор, суд исходил из того, что в силу п. "г" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в соответствии с п. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. На время издания указанного постановления Правительства Республики Алтай соответствующий федеральный закон не принят. Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.
После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Из дела видно, что пунктом 2 оспариваемого прокурором постановления правительства Республики Алтай установлено, что Положение о порядке перевода земель из одной категории в другую до разграничения государственной собственности на землю действует до принятия федерального закона о переводе земель из одной категории в другую. В случае установления федеральным законом иного порядка перевода земель из одной категории в другую процедура перевода земель осуществляется в соответствии с федеральным законом.
Дав анализ действующему законодательству, суд пришел к выводу о том, что в указанном нормативно-правовом акте определен временной характер действия положения на период отсутствия законодательного регулирования порядка перевода земель из одной категории в другую на федеральном уровне, поэтому доводы прокурора в части признании недействующим указанного постановления ввиду его противоречия п. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации исходя из отсутствия полномочий субъекта Российской Федерации на принятие любого нормативно-правового акта, определяющего порядок перевода земель из одной категории в другую, до принятия федерального закона по данному вопросу суд признал несостоятельными.
Суд правильно указал в решении, что правовой акт может быть признан судом противоречащим закону, если он издан органом либо должностным лицом с превышением предоставленной им законом компетенции.
Поскольку в соответствии с п.п. "б" п. 1 ст. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 87 Конституции Республики Алтай законодательная власть в Республике Алтай осуществляется Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай путем принятия Конституции и законов. В силу ст. 10 Закона Республики Алтай "О Государственном Собрании - Эл Курултай Республики Алтай" Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай принимает Конституцию Республики Алтай и поправки к ней, осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Республики Алтай и предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Алтай в пределах своих полномочий.
Как усматривается из ст. 15-1 Закона Республики Алтай "О Правительстве Республики Алтай" Полномочия Правительства Республики Алтай в сфере земельных отношений определены в п.п. 1, 4 отнесшей к компетенции Правительства Республики Алтай вопросы управления и распоряжения землями, находящимися в собственности Республики Алтай в пределах и в порядке, установленных федеральными законами и законами Республики Алтай, перевод земель из одной категории в другую.
Поскольку возможность установления исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации общих правил, регулирующих сам порядок перевода земель из одной категории в другую, при отсутствии законодательного регулирования данного вопроса на уровне Российской Федерации, законом не предусмотрена, суд правильно пришел к выводу об удовлетворении заявления прокурора в этой части.
В соответствии с п. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени, а так как постановление принято Правительством Республики Алтай с превышением предоставленной ему законом компетенции, то оно подлежит признанию недействующим и не подлежащим применению с момента его принятия.
Довод в кассационной жалобе ставиться вопрос об отмене постановленного по делу решения со ссылкой на то, что в отсутствии федерального закона субъект вправе принимать свои нормативные акты по вопросам совместного ведения не свидетельствует о неправильности постановленного по делу решения, поскольку в соответствии с действующим законодательством такое право предоставлено лишь законодательному органу власти, а не исполнительному.
Руководствуясь ст. 360 ГПК Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Алтай от 17 декабря 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя правительства Республики Алтай по доверенности Деминой М.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Манохина |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
А.М. Маслов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 апреля 2004 г. N 52-Г04-2
Текст определения официально опубликован не был