Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 марта 2008 г. N 52-Г08-1
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Калининой Л.А., Борисовой Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Республики Алтай на решение Верховного суда Республики Алтай от 27 ноября 2007 года, которым удовлетворено заявление первого заместителя прокурора Республики Алтай о признании недействующим, не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу постановления Правительства Республики Алтай N 337 от 20 ноября 2002 года "Об утверждении региональной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Республике Алтай (2002-2007 годы)" (в ред. Постановлений Правительства РА N 143 от 06.08.04, N 183 от 22.12.2004, N 9 от 28.01.05, N 205 от 10.11.2005, N 247 от 19.10.2006).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.Л., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Правительством Республики Алтай принято постановление N 337 от 20 ноября 2002 года "Об утверждении региональной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Республике Алтай (2002-2007 годы)".
Первый заместитель прокурора Республики Алтай обратился в суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению вышеназванного постановления в полном объеме, мотивируя требования тем, что оно принято органом исполнительной власти субъекта с превышением компетенции, предоставленной федеральным законодательством и законодательством субъекта.
Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай Немцева М.А. не согласились с заявленными требованиями.
Решением Верховного суда Республики Алтай от 3 декабря 2007 года заявление первого заместителя прокурора Республики Алтай удовлетворено.
Правительство Республики Алтай в кассационной жалобе просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, изучив и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия не находит их подлежащими удовлетворению.
Принимая решение, суд исходил из того, что Правительство Республики Алтай не наделено полномочиями по утверждению республиканских целевых программ.
Исходя из особенностей предмета правового регулирования оспариваемого нормативного правового акта, Судебная коллегия находит такой вывод правильным, а решение об удовлетворении заявления законным и обоснованным, а поэтому не подлежащим отмене.
Согласно п. 9, п. 10 ч. 1 ст. 103 Конституции РА к ведению Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай относится: утверждение бюджета Республики Алтай, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Алтай, отчетов об их исполнении, осуществление контроля за исполнением бюджета Республики Алтай; утверждение программ социально-экономического развития Республики Алтай и осуществление контроля за их выполнением.
Согласно п. 2 ст. 121 Конституции РА Правительство Республики Алтай разрабатывает для представления Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай в Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай проект бюджета Республики Алтай, а также проекты программ социально-экономического развития Республики Алтай, осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, настоящей Конституцией и законами Республики Алтай, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти. Данные полномочия соответствуют закрепленным в Федеральном законодательстве полномочиям высшего исполнительного органа Государственной власти, в частности, п. "б" ч. 2 статье 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", который предусматривает, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект бюджета субъекта Российской Федерации, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьями 13, 14, 15 Закона РА "О Правительстве Республики Алтай" (в редакции Закона Республики Алтай от 29.12.2006 N 100-КРЗ), Правительство Республики Алтай в пределах своих полномочий формирует республиканские целевые программы и обеспечивает их реализацию; прогнозирует социально-экономическое развитие Республики Алтай, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; разрабатывает проект республиканского бюджета для представления его Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай в Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай; обеспечивает исполнение республиканского бюджета и готовит отчет об исполнении республиканского бюджета для представления его Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай в Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай.
Пунктом 4 ст. 8 Закон Республики Алтай от 27 июля 2005 года N 56-РЗ "О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Республики Алтай" предусматривалось, что порядок разработки и реализации республиканских целевых программ устанавливается Правительством Республики Алтай (Законом Республики Алтай от 16.05.2007 N 28-РЗ указанный пункт исключен из содержания закона).
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к тому, что решение постановлено без учета Постановления Правительства РФ N 745 от 25 октября 2001 г., которым утверждена Федеральная целевая программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)", и которым было предоставлено право субъекту Российской Федерации утвердить соответствующую программу на региональном уровне постановлением Правительства Республики Алтай, не могут повлиять на отмену решения.
Названный федеральный нормативный акт был предметом анализа суда первой инстанции, что нашло отражение в решении.
Судебная коллегия соглашается с суждением суда о том, что реализация намеченных Федеральной программой и подпрограммами, и финансируемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, мероприятий, через соответствующие региональные программы, разрабатываемые и утверждаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не свидетельствует о предоставлении органу исполнительной власти субъекта самостоятельного права по утверждению целевых программ.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Алтай от 27 ноября 2007 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Республики Алтай - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 марта 2008 г. N 52-Г08-1
Текст определения официально опубликован не был