Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 августа 2008 г. N 53-Г08-15
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Кнышева В.П.,
судей - Харланова А.В. и Горшкова В.В.
рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу председателя Красноярского краевого общественного фонда детей сирот и лишенных попечения родителей "Полярная звезда" Лопатина Ю.М. на решение Красноярского краевого суда от 16 мая 2008 года по делу по заявлению Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю о ликвидации Красноярского краевого общественного фонда детей сирот и лишенных попечения родителей "Полярная звезда".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Управление Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю (далее УФРС по Красноярскому краю) обратилось в суд с заявлением о ликвидации Красноярского краевого общественного фонда детей сирот и лишенных попечения родителей "Полярная звезда" (далее Фонд).
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что 27 мая 1997 года Управлением юстиции администрации Красноярского края принято решение о государственной регистрации вышеназванного общественного объединения, в Единый государственный реестр юридических лиц Фонд внесен 15 декабря 2002 года за N ...
3 мая 2007 года в УФРС по Красноярскому краю поступило обращение прокуратуры города Красноярска о проведении проверки Фонда в части соблюдения уставных целей и соблюдения законодательства Российской Федерации, касающегося сферы его деятельности.
На основании этого обращения, в период с 29 мая по 27 июля 2007 года УФРС по Красноярскому краю проведена внеплановая проверка деятельности Фонда в части соблюдения законодательства Российской Федерации и уставных целей с выездом по адресу места нахождения Фонда: г. Красноярск, ул. Ленина, дом 74.
Для проведения проверки у Фонда были запрошены необходимые документы. Уведомления направлялись в адрес места нахождения постоянно действующего руководящего органа Фонда, на домашний адрес председателя Фонда и директора Фонда, а также переданы по факсимильной связи. Направленные по почте уведомления были возвращены в УФРС в связи с истечением срока хранения.
В установленные сроки, в нарушение п.п. 4 п. 5 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", ст.ст. 29, 38 Федерального закона "Об общественных объединениях" ни один из запрошенных документов Фондом представлен не был. По фактам непредставления документов 6 июня 2007 года составлен акт противодействия проверки, а 15 июня 2007 года - акт об отсутствии доступа в Фонд.
В период с 26 марта по 24 апреля 2007 года УФРС должна была быть проведена плановая проверка деятельности Фонда, однако провести ее не представилось возможным по причине непредставления Фондом необходимых документов в течение всего срока проведения проверки, о чем 24 апреля 2007 года составлен акт противодействия проверке, который направлен в Фонд. По окончания проведения проверки 10 мая 2007 года в УФРС поступила часть документов, запрошенных для проведения плановой проверки.
По факту непредставления документов к проверке в отношении Фонда возбуждено дело об административном правонарушении.
24 августа 2007 года постановлением мирового судьи судебного участка N 89 в Центральном районе г. Красноярска за данное правонарушение Фонд привлечен к административной ответственности, с назначением административного наказания в виде штрафа. Данное постановление Фондом не обжаловано.
Кроме того, в ходе проведения проверки деятельности Фонда был выявлен ряд нарушений федерального законодательства, допущенных Фондом, в частности: позже предусмотренного законодательством срока представлен отчет о деятельности Фонда за 2004, 2005, 2006 г.г., не представлен отчет о средствах, получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, не был избран попечительский совет и ревизионная комиссия, не проводилось общее собрание в 2005 году, не представлены к проверке благотворительные программы, не выполнены требования об обеспечении доступности финансовых отчетов Фонда, на финансирование благотворительных программ Фондом израсходовано менее 80% поступивших за финансовый год доходов.
По результатам проведения проверки, в соответствии с требованиями ст. 32 ФЗ "О некоммерческих организациях" и ст. 38 ФЗ "Об общественных объединениях" 19 ноября 2007 года Фонду вынесено предупреждение об устранении нарушений действующего законодательства. Указанное предупреждение направлено в адрес Фонда, а также руководителям Фонда, однако предупреждения возвращены в связи с истечением срока хранения.
Поскольку Фондом допущены неоднократные и грубые нарушения действующего законодательства Российской Федерации и положений Устава, то в силу ст. 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" указанные нарушения являются основанием для принятия судом решения о ликвидации Фонда.
В судебном заседании представители УФРС по Красноярскому краю заявление поддержали и просили удовлетворить требования по заявленным основаниям.
Представители Фонда с заявленными требованиями не согласились и просили в удовлетворении заявления отказать.
Решением Красноярского краевого суда от 16 мая 2008 года заявление удовлетворено, Красноярский краевой общественный фонд детей сирот и лишенных попечения родителей "Полярная звезда" ликвидирован.
В кассационной жалобе председатель общественного фонда детей сирот и лишенных попечения родителей "Полярная звезда" Лопатин Ю.М. просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы деятельности общественного объединения, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами, предусмотрены и ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях".
Согласно ст. 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" одним из оснований для ликвидации являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных подзаконных актов.
Удовлетворяя заявление УФРС по Красноярскому краю о ликвидации общественного фонда детей сирот и лишенных попечения родителей "Полярная звезда", суд обоснованно исходил из того, что деятельность названной организации осуществлялась с неоднократными и грубыми нарушениями норм законодательства.
Как видно из материалов дела и установлено судом, в нарушение требований ст.ст. 29, 38 Федерального закона "Об общественных объединениях" и ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" Фондом не были представлены УФРС по Красноярскому краю документы необходимые для проведения проверки деятельности Фонда.
В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" ежегодный отчет представляется благотворительной организацией в уполномоченный орган в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы.
Судом установлено, что в нарушение требований ст. 19 данного закона, а также ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" информация (отчет) о деятельности Фонда за 2004, 2005 и 2006 г.г. представлена в УФРС лишь в мае 2007 года, то есть с нарушением установленного законом срока. Представленные в 2007 году отчеты не содержали информацию о составе и содержании благотворительных программ Фонда.
Также суд правильно исходил из того, что Фондом не представлена в установленный срок информация об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании, либо информация об отсутствии поступлений денежных средств и иного имущества от указанных лиц, что является нарушением ч. 1 ст. 29 ФЗ "Об общественных объединениях".
В нарушение требований ч. 4 ст. 118 ГК РФ, ст. 7 ФЗ "О некоммерческих организациях", ст.ст. 6, 18 ФЗ "Об общественных объединениях" и положений Устава Фонда, предусматривающих создание в фонде надзорного и контрольно-ревизионного органов в организации не избраны попечительский совет и ревизионная комиссия.
В соответствии с пунктом 7.5 Устава Фонда предусмотрено проведение общего собрания не реже одного раза в год. Между тем, как установил суд первой инстанции, в нарушение требований ФЗ "Об общественных объединениях" и Устава, общее собрание в Фонде в 2005 году не проводилось.
Фондом не была представлена информация о наличии благотворительных программ, что, как указал суд, свидетельствует об их отсутствии и нарушении требований ст.ст. 16, 17 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". Также, суд правильно исходил из того, что организацией не выполнены требования ст. 29 ФЗ "Об общественных объединениях" и ч. 5 ст. 19 ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" в части публикации Фондом своих ежегодных финансовых отчетов или об обеспечении доступности ознакомления с указанными отчетами.
Кроме того, в силу п. 4 ст. 16 ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" в случае, если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80 процентов благотворительного пожертвования в денежной форме должно использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования.
Между тем, судом установлено, что в нарушение п. 4 ст. 16 ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" при расходовании сумм благотворительных пожертвований, до конца 2006 года на благотворительные цели было использовано менее 80% полученной в 2005 году суммы пожертвований.
Вышеназванные обстоятельства, на которые ссылалось УФРС по Красноярскому краю в обоснование заявленных требований, нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что эти, допущенные общественным фондом детей сирот и лишенных попечения родителей "Полярная звезда", нарушения законодательства Российской Федерации являлись неоднократными и грубыми, что является основанием для ликвидации данного общественного объединения в соответствии с требованиями ст. 61 ГК РФ и ст. 44 ФЗ "Об общественных объединениях".
Вывод суда основан на анализе доказательств, мотивирован, соответствует материалам дела, требованиям закона и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.
Доказательств, опровергающих выводы суда, региональной общественной организацией суду не представлено.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, Красноярским краевым судом установлены правильно. Всем представленным доказательствам, касающимся деятельности общественного фонда детей сирот и лишенных попечения родителей "Полярная звезда", суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для несогласия с которой у Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
На основании изложенного, решение суда является законным и оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360-362 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Красноярского краевого суда от 16 мая 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу председателя Красноярского краевого общественного фонда детей сирот и лишенных попечения родителей "Полярная звезда" Лопатина Ю.М. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Кнышев В.П. |
Судьи |
Харланов А.В. |
|
Горшков В.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 августа 2008 г. N 53-Г08-15
Текст определения официально опубликован не был