Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 28 апреля 2004 г. N 53-О04-7
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Линской Т.Г.
судей Русакова В.В. и Дубровина Е.В.
рассмотрела в судебном заседании от 28 апреля 2004 года дело по кассационным жалобам осужденных Гавиной Е.Л. и Шаманаевой Т.В. на приговор Красноярского краевого суда от 5 декабря 2003 года, которым
Гавина Е.Л., осуждена: по п.п. "а, ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ к 7 (семи) годам и 6 (шести) месяцам лишения свободы в воспитательной колонии, с исчислением срока наказания с 5 декабря 2003 года и зачетом в срок отбытия наказания времени содержания под стражей с 17 апреля 2003 года.
Гавиной назначена принудительная мера медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра.
Шаманаева Т.В. осуждена: по п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ к 11 (одиннадцати) годам лишения свободы; по ст. 115 УК РФ к 1 (одному) году исправительных работ с удержанием 10% заработка в доход государства; по ст. 116 УК РФ к 6 (шести) месяцам исправительных работ с удержанием 10% заработка в доход государства; по совокупности преступлений на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения наказаний к 11 (одиннадцати) годам и трем месяцам лишения свободы в исправительной колонии общего режима, с исчислением срока наказания с 5 декабря 2003 года и зачетом в срок отбытия времени содержания под стражей с 28 августа 2003 года.
Шаманаевой назначена принудительная мера медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра.
Несовершеннолетняя Гавина и Шаманаева признаны виновными в совершении группой лиц умышленного убийства К., а Гавина в совершении умышленного убийства К. и К.
Шаманаева, кроме того, осуждена за нанесение побоев К. и за причинение лёгкого вреда здоровью К.
Преступления совершены 16 апреля 2003 г. ... при указанных в приговоре обстоятельствах.
В судебном заседании Гавина и Шаманаева признали себя виновными.
Заслушав доклад судьи Верховного суда РФ Линской Т.Г., возражения на кассационные жалобы прокурора Лущиковой B.C., полагавшей, что приговор подлежит изменению с исключением из него указания о применении в отношении осужденных принудительной меры медицинского характера и просившей об оставлении в остальной части приговора без изменения, судебная коллегия установила:
В кассационных жалобах:
Гавина просит о смягчении ей наказания с учетом того, что не она была инициатором преступления. Она полагает, что с учетом ее несовершеннолетнего возраста, первой судимости того, что она признала свою вину и активно способствовала раскрытию преступления в отношении нее возможно было применение ст. 64 УК РФ.
Шаманаева просит об отмене приговора с направлением дела на новое судебное рассмотрение либо об изменении приговора. В жалобе она указывает, что потерпевшая К. оскорбляла ее и спровоцировала на совершение преступления. Просит учесть тяжелое материальное положение ее семьи. Она считает, что в отношении нее неправильно применен уголовный закон, что ей назначено чрезмерно суровое наказание.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не усматривает оснований к их удовлетворению.
Вина осужденных в совершении ими преступлений при указанных в приговоре обстоятельствах материалами дела, в том числе их собственными показаниями, подтверждена, и юридическая оценка действиям осужденных дана судом в соответствии с установленными данными о фактически содеянном каждой из них.
Из показаний Гавиной видно, что 16 апреля 2003 года около 23 часов она вместе с Шаманаевой пришла к К. с намерением избить их на почве личной неприязни к ним. К. оскорбила их нецензурной бранью и Шаманаева нанесла ей удары рукой по лицу. После чего они обменялись пинками. К. в это время в нетрезвом состоянии лежал на полу кухни. На некоторое время они уходили из дома К., а когда вернулись в дом К. Шаманаева стала избивать, находившуюся в доме К. Она же (Гавина) наносила удары К. ногами по голове и другим частям тела и несколько раз ударила К. Вскоре к ней присоединилась и Шаманаева. Шаманаева достала металлический брусок, предложив им добить потерпевших. Сначала Шаманаева дважды ударила бруском по голове К. Затем Шаманаева передала этот брусок ей (Гавиной) и она этим бруском один раз ударила К. по шее. Потом несколько ударов она нанесла этим бруском по голове К. и К. Убедившись в смерти потерпевших, они ушли с места происшествия. Брусок они выбросили во дворе дома К. О совершенном ею преступлении она сообщила своей сестре К. и сразу обратилась в милицию, написав явку с повинной, в которой по просьбе Шаманаевой первоначально скрыла ее роль в убийстве. Она (Гавина) отрицает, что наносила удары К. бутылкой и считает, что когда она наносила удар бруском в область шеи К. та уже была мертва.
Аналогичные показания Гавина показания допросе ее в качестве с участием адвоката и педагога и во время проверки ее показание на месте совершения преступления.
Осужденная Шаманаева, подтвердила в судебном заседании вышеприведенные Гавиной.
Подтверждена вина осужденным и приведенными в приговоре показаниями свидетелей З., П., Т., К., М., К. и других, протоколами осмотра места происшествия, выводами судебно-медицинских и медико-криминалистических экспертиз, протоколами осмотра вещественных доказательств, выводами судебно-биологических экспертиз.
Все исследованные в судебном заседании доказательства полно изложены в приговоре и правильно оценены судом в совокупности.
Соглашаясь с выводами суда о доказанности вины осужденных и о квалификации их преступных действий. Судебная коллегия считает, что наказание им назначено с учетом тяжести совершенного ими преступления и данных об их личности.
При решении этого вопроса суд учел все обстоятельства, смягчающие наказание, в том числе и те на которые содержатся ссылки в жалобах, поэтому оснований к изменению приговора в этой части судебная коллегия не усматривает.
На основании изменений, внесенных в уголовный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 8 декабря 2003 года, из приговора подлежит исключению указание о назначении осужденным принудительных мер медицинского характера.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Красноярского краевого суда от 5 декабря 2003 года в отношении Гавиной Е.Л. и Шаманаевой Т.В. изменить.
Исключить из приговора указание о применении в отношении Гавиной Е.Л. и Шаманаевой Т.В. указание о применении в отношении них принудительных мер медицинского характера. В остальной части приговор оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 28 апреля 2004 г. N 53-О04-7
Текст определения официально опубликован не был