В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации, в соответствии с которыми устанавливается возможность делегирования органам местного самоуправления полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, могут передаваться законами субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления, если такое право предоставлено им федеральными законами, предусматривающими передачу соответствующих полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем при установлении федеральными законами возможности передачи полномочий органам местного самоуправления необходимо учитывать наличие условий для осуществления этих полномочий.
Так, статьей 7 законопроекта предлагается внести изменения в статью 25 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ), предусматривающие возможность делегирования органам местного самоуправления переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по осуществлению деятельности, связанной с перевозкой между субъектами Российской Федерации, а также в пределах территорий государств - участников Содружества Независимых Государств несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений.
Реализация указанных полномочий порой требует координации деятельности не только нескольких муниципальных образований, но и субъектов Российской Федерации и даже других государств, в связи с чем установление указанной возможности делегирования данных полномочий органам местного самоуправления не представляется целесообразным.
Кроме того, предлагаемая законопроектом норма противоречит положению абзаца третьего пункта 3 статьи 25 Федерального закона N 120-ФЗ, согласно которому указанную перевозку осуществляет субъект Российской Федерации, на территории которого обнаружен несовершеннолетний.
При решении вопроса о законодательном закреплении возможности передачи полномочий на муниципальный уровень следует исходить также из того, что при передаче ряда полномочий Российской Федерации на уровень субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательными актами, в которые законопроектом предлагается внести изменения, законодатель исходил из возможности наиболее эффективного осуществления указанных полномочий именно органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями целесообразно в тех случаях, когда указанные полномочия относятся к удовлетворению основных жизненных потребностей населения и по каким-либо причинам не могут быть оказаны государственными органами по месту жительства граждан.
Между тем в пояснительной записке к законопроекту отсутствует достаточная аргументация необходимости делегирования органам местного самоуправления указанных в законопроекте полномочий.
Необходимо учитывать, что средства на реализацию рассматриваемых полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Указанные средства федерального бюджета передаются бюджетам субъектов Российской Федерации, и именно субъекты Российской Федерации предоставляют отчеты об использовании выделяемых денежных средств и несут ответственность за их не целевое использование.
Законодательное установление предлагаемой законопроектом возможности делегирования полномочий на местный уровень приведет к усложнению процедуры контроля за целевым использованием предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации федеральных субвенций.
Также представляется, что реализация предложений авторов законопроекта может создать существенную дополнительную нагрузку на органы местного самоуправления, затруднит разработку и установление единых правил предоставления мер социальной поддержки, может привести к усложнению порядка получения предусмотренных законами указанных мер социальной поддержки.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Заместитель |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 29 января 2008 г. N 329п-П16 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 429731-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", внесенный Законодательным Собранием Челябинской области"
Текст письма официально опубликован не был